Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
16:39 

Полегчало

Djulian-of-Amberus
Это смерть, но она будет прекрасна! (с)
Star Trek: The Next Generation. Season 3

Спойлеры! Спойлеры! Спойлеры!


Отличный сезон. На третий год создатели ТНГ, наконец, то ли откопали хороших сценаристов, то ли начали стараться, но практически каждая из серий была как минимум очень хорошей, а раз в семь встречались настоящие алмазы, способные составить конкуренцию лучшим сериям ТОСа. Всё больше персонажей стали раскрываться с разных и совершенно неожиданных сторон. Новых у нас нет, зато есть знаковые возвращения и потери.

Проблематика серий в этот раз крайне разнообразна. Если до этого что в ТОСе, что в ТНГ создатели пытались держать некую единую марку, то сейчас они пустились буквально во все тяжкие, сделав из сезона сборную солянку, более всего напоминающую ТАС. Если бы я и пытался выделить какую-то общую тему, то это, наверное, взаимоотношения персонажей со всем вокруг.

Не могу не становиться на своей любимой теме - богоподобных сущностях, населяющих планеты Млечного Пути. Она уже понемногу начинает себя изживать. То, что для первой NCC-1701 или NCC-1701-D начала первого сезона представляло угрозу, сейчас для команды - не более чем рутина. Они разгадываются Пикардом за первые десять минут, после чего мозговым штурмом команда выдвигает решение проблемы, а под конец серии его претворяют в жизнь. Человечество выросло, и местные божки для него уже не представляют не то что угрозы - даже интереса. К тому же, по большей части это уже не суперкомпьютеры или просто тщеславные захватчики власти, наделённые сверхсилами. Это несчастные люди, каждый - со своей личной трагедией. Команда "Энтерпрайз" говорит с ними на равных и помогает им. Но уже не вступает в борьбу. Тем самым отправляет этот пласт далеко в историю. Во всяком случае, я на это очень надеюсь.
Ещё в этой
Серии, посвящённые проблеме: 3х03, "The Survivors", 3x25 "Transfigurations".

Не обойдётся здесь и без её естественного продолжения. Могущественных космических рас, давно покинувших планетарный уровень развития. Да, тут у нас много старых знакомых по прошлым сезонам, но и новых лиц здесь хватает. Лейтмотив у каждой из серий один и тот же: человек, при всей своей кажущейся беспомощности, способен, обладая высокими моральными качествами (вплоть до готовности к самопожертвованию - и да, мы уже не совсем о людях) или же незаурядным интеллектом, способен противостоять даже всемогущим существам. Тем же, в свою очередь, прививается принцип "с большой силой приходит большая ответственность"(Питеру Паркеру уже двадцать с лишним лет, господа!). С одной стороны. С другой, авторы часто ставят их в условия, когда они вынуждены понять человека. Кто-то проходит это испытание, извлекая уроки из случившегося. Кто-то же остаётся прежним, и терпит поражение в борьбе с человечеством. К последним мы вернёмся, но не здесь и не сейчас. Так или иначе, мы видим, что если раньше человек был вынужден отступать или преклоняться перед этими сущностями, то теперь он, вставая с колен, готовится давать отпор.
Там, где раньше капитан Кирк неустанно перевоплощался в демона-искусителя, разделяя и побеждая, где он же договаривался о нейтралитете, там, где раньше команда "Энтерпрайз-Д" шла на уступки, теперь капитан Пикард борется и преодолевает, отстаивая идеи гуманизма и человечности даже в схватке с превосходящими и численностью, и силой соперниками.
Серии, посвящённые проблеме: 3х01, "The Evolution", 3x13, "Deja Q", 3х18, "Allegiance".

В наибольшей степени сезон посвящён дипломатическим взаимоотношениям. С одной стороны, это здорово бьёт по концепции to boldly go where no one has gone before. Духом первооткрывательства тут не пахнет уже достаточно давно. С другой, Федерация растёт, и дипломатические конфликты с участием целого множества рас с противоположными мировоззрениями просто неизбежны. Естественно, что по большей части, этим должна заниматься дипломатическая служба. Корабли, находящиеся на вторых ролях в Звёздном Флоте. Собственный бюрократический аппарат Федерации, разросшийся настолько, что Николай I из гроба аплодирует и требует выступления на бис. Но нет, конечно же, во всём этом должен разгребаться флагман Федерации, который рискует погибнуть не в неравном сражении с Боргом (дойдём до этого), а в бесславной стычке с кучкой террористов. Было бы смешно. Хотя, погодите, ВОТ ДЕ...

И всё же, в этих сериях мы имеем дело с совершенно разным спектром проблем, которые объединяет одно - попытка авторов сравнить идеальное общество Федерации и те общества, что лишь находятся на пути совершенствования. И сравнение это проводится путём, который можно узнать по "Государству" Платона. Демонстрацией конкретных недостатков, которыми в наибольшей степени обладает то или иное общество. Демонстрацией - и их изобличением, с последующим показом правильного пути. И, что особенно характерно, везде проглядывают проблемы, волновавшие мировое и американское сообщество тогда, волнующие и по сей день.

С одной стороны, жестокая власть, не стесняющая терроризировать своих граждан. Власть, которую буквально вынуждают идти на уступки вмешательством извне.
С другой стороны, ветераны войны, о которых не заботятся, которых изгоняют из общества, которое живёт во многом благодаря им. Прообраз их, конечно, очевиден - ветераны Вьетнама. Но, вместе с тем, где-то глубоко болезненно отзываются картины российского общества тех лет, его отношения к тем, кто возвращался из Афганистана. И уж совсем далеко маячат нынешние проблемы ветеранов Великой Отечественной. Власть далёкого от нас времени не слышит просьб, гражданские попросту боятся военных, считая их жестокими и дикими убийцами, живя благодаря им. И лишь когда ветераны берутся за оружие, их голос, наконец, становится слышен.
Серии, посвящённые проблеме: 3x02, "Ensigns of Command", 3х11, "The Hunted".


С третьей стороны, терроризм. Люди, считающие, что благодаря страху возможно решить любые проблемы, когда не остаётся иного выхода. Что можно запугать общество, заставив его делать то, что выгодно им. Но какими бы благородными не были их побуждения, какие бы личные трагедии за ними не стояли, они остаются убийцами, переступившими через черту нравственности. И если проблема решена страхом один раз, то, когда эти люди придут к власти, страх лишь умножится. В конце концов, любой конфликт разрешим лишь одним способом - диалогом и ненасилием. Такова позиция авторов сериала: с ней действительно трудно не согласиться. Страх порождает лишь власть и порочное осознание могущества. Террор - не выход, какой бы неразрешимой не казалась проблема. И не важно, кто этот террор применяет - повстанцы или власть.
Серии, посвящённые проблеме: 3х12, "The High Ground".

Затрагиваются и проблемы юридического характера. Да, мы с ними ещё не закончили в прошлом сезоне. И нет, в этот раз дело не в Дейте. На том спасибо - сказал бы я, не оказывайся в центре этих историй Уильям Райкер, пусть в одном из случаев и весьма опосредованно. Сначала он, впрочем, попадает под обвинение в убийстве из, внимание, ревности. Капитан Пикард, ваш выход. Сама серия строится очень интересно - показываются события с точек зрения совершенно разных людей, каждый из которых одну и ту же ситуацию видит совершенно по-своему. И правда, в конечном итоге, торжествует лишь благодаря техническому гению Ла Форджа и Крашера. Вместе с тем, серия ставит вопрос о показаниях очевидцев, о самом институте не то, что свидетелей - свидетельства. О том, что можно считать абсолютным и верным доказательством. И правильный ответ найти очень трудно. Даже с учётом прогрессивных законов и развитого общества Федерации.

Что уж говорить об обществах, отдельные члены которых поддерживают законы кровной мести. Примитивный обычай, ведущий лишь к самоуничтожению и гибели, способный разрушить мирные переговоры. Как бы не была сильна личная обида, ради общего блага через неё приходится переступать. Государственные деятели должны обладать этой способностью. Но лишь когда обычные граждане преодолевают себя и обретают её, возможен мир. Иначе злоба не только развяжет бесконечную войну, но заодно медленно разрушит всех её участников. Ибо нельзя уничтожить соперника до конца, и после самой страшной резни кто-то сумеет выжить. И снова закрутится колесо взаимной мести. И снова. И снова. И снова.
Серии, посвящённые проблеме: 3х09, "The Vengeance Factor", 3x14, "A Matter of Perspective".

Последний существенный блок здесь - это отношения с другими государствами. Ференги и ромуланцы, да.

Столкновения с первыми ограничиваются преимущественно "борьбой" между Пикардом и Деймон Тогом за сердце Луаксаны Трой. Пикард, читающий любовные признания (насколько я понимаю, попутно цитируя шекспировскую лирику), прекрасен и восхитителен. Название серии "Menage a Troi"("Хозяйство Трой") отсылает к термину menage a trois(фр. "хозяйство на троих"), и вполне отражает. А ещё Луаксана Трой в этой серии раскрывается очень приятно. И в кои-то веки я сумел получить искреннее удовольствие от присутствия этого персонажа на экране. Ещё сильнее подчёркивается менталитет общества ференги - относительно рациональных (не жертвующих глупо своей жизнью) торговцев с явной нелюбовью к женщинам.
Серия: 3х24, "Menage a Troi".

А вот ромуланцы так или иначе появляются на протяжении почти всего сезона, медленно превращаясь из эпизодических недоброжелателей в полноценных антагонистов, портящих жизнь экипажу "Энтерпрайз-Д". Даже тогда, когда взаимодействию с ними уделено от силы две секунды от серии (3х20, "Tin Man"). Ромуланская Империя копит силы, активно стремясь насолить Федерации или спровоцировать её на агрессию. Постоянные нарушения границ и подлог планов войны входят в комплект, само собой. Не говоря уж о попытках стравить Федерацию с союзниками. Ромуланцы раскрываются как очень опасный соперник, и победа над ними для "Энтерпрайз-Д" никогда не бывает лёгкой. При этом они совершенно не стесняются обмана или притворства, даже не пытаясь дать Федерации повод доверять себе. И сами тоже не доверяют. Но при этом активно проверяют свои высшие чины на преданность Империи. И да, несмотря на политику партии, среди них попадаются честные, готовые на всё ради близких, личности. Которые не ценятся в ромуланском обществе по более чем очевидной причине. Государство превыше всего. Что ж, идеология имеет право на существование.
Серии, посвящённые проблеме: 3х07, "The Enemy", 3x10, "The Defector".

"Следующее поколение" освещает и ряд проблем, приближающихся к сугубо научной проблематике.

Прежде всего упомянём уже ставший традиционным исследовательский компонент. Да, мы всё ещё не натанцевались вокруг Первой Директивы и того, как важно любому обществу развиваться самостоятельно, без какого угодно вмешательства извне. Причём здесь мы видим, как Пикард вынужден не ходить по тонкой грани, пытаясь соблюсти главное правило исследователя. Он имеет дело уже с последствиями грубейшего нарушения. И всю серию мы видим, как он пытается вернуть общество из пучины мракобесия, в которую то погрузилось из-за явления полубожественных сущностей. Ему приходится демонстрировать смертность, уничтожимость, уязвимую человечность. И, что самое интересное, проводить аналогии, понятные более примитивному социуму. Лук и хижина так же непонятны первобытному разумному существу, как его средневековому потомку - космический корабль. Не важен конкретный этап - важна, скорее, разница между этими этапами. И да, если вы углядели здесь отсылку к "Космической одиссее 2001", то, возможно, у нас схожие проблемы.
Серии, посвящённые проблеме: 3х04, "Who Watches the Watchers?"

Также иногда экипажу приходится иметь дело с различными пространственно-временными аномалиями. То Пикард вместо отпуска сталкивается с пришельцами из далёкого будущего, то, напротив, "Энтерпрайз-Д" натыкается на путешественников из прошлого. Своего предшественника, "Энтерпрайз-Си". В обоих случаях команда делает всё, чтобы не нарушился пространственно-временной поток. И в обоих случаях это оказывается предопределённым. Даже если переплетаются вселенные, их расхождение в стороны неизбежно, как бы фантасмагорично оно, в конце концов, не происходило. Никакого вам будущего в движении. Одна сплошная линия. Или несколько. Но сути дела это не меняет, а меня вгоняет в фаталистическую тоску с единственным облегчением. Что в итоге будет, неизвестно никому.
Разве что Гайнан, которая и обнаруживает континуальную аномалию с "Энтерпрайз-Си", когда реальность меняется. И да, "Энтерпрайз-Си" слили. Хотя, да, это не новость. Понятия не имею, как закончили своё путешествие подчинённые Харримана, но и до них, и после них NCC-1701 не везло. Кроме NCC-1701-A, которую счастливо списали. NCC-1701-C, конечно, предотвратила войну. Но погибла и безвестно пропала. Вместе с Ташей Яр, которая, по иронии судьбы, выжила там, где почти погибла Федерация. Влюбилась в левого первого помощника и отправилась погибать, потому что так её смерть окажется полезной. А с Дейтой они просто в кадре красиво постояли.
Вы уже догадались, что мне принесли добавки к 1х23, которую я не просил. И я не хочу продолжать эту тираду.
Серии, посвящённые проблеме: 3х15, "Yesterday's Enterprise", 3x19, "Captain's Holiday".

Последний пласт проблем - личные. Трагедии, не столь заметные в галактических масштабах. Экзистенциальные катастрофы отдельных личностей - как выдающихся, так и вполне обычных для своего вида. Потеря смысла жизни (первичной цели программирования, как выразился бы один дроид из немного другой вселенной), его поиски - в нахождении рядом с кем-то. Одиночество даже посреди уже давно привычного и шумного коллектива, долгое путешествие - в поисках хоть кого-то, способного понять. Организм, который вдруг стал подводить в самый ненужный момент; борьба с самим собой, наконец. Через всё это проходят не только люди, но даже разумные корабли, неведомые хтонические существа. Эти трагедии универсальны, и о них можно говорить как напрямую, так и научно-фантастической аллегорией. И в обоих случаях это одинаково пронзительно.
Серии, посвящённые проблеме: 3х20, "Tin Man", 3x23, "Sarek".

Значительная часть хронометража в этот раз уделяется команде. Со времён начала первого сезона она не раскрывалась так обширно. Внимание, в той или иной степени, уделено каждому из тех, кто служит на мостике (и по совместительству является начальником той или иной службы, как правило). Да и, наверное, впервые за несколько сериалов - не только им.

Дейта, которого раскрывали половину прошлого сезона, здесь отходит немного на второй план. Тем не менее, ему экранного времени более чем хватает, чтобы показать, насколько сильный скачок вперёд в развитии он совершил за это время. Он всё больше приближается к пониманию того, что такое быть человеком.

Да, его по-прежнему обвиняют в неполноценности, в том, что он "всего лишь" андроид. Но если в прошлом сезоне подобным занимались сотрудники Звёздного Флота, то сейчас это уже преимущественно отсталые дикари и полностью лишённые морали торговцы редкостями. Дейта сам уже далеко не тот. Он копирует поведение людей в стрессовых ситуациях. Он воспроизводит себя, конструируя своего собственного ребёнка (и давая ему возможность выбрать самый подходящий для себя облик), пользуясь всеми своими знаниями.

И ребёнок, что особенно важно, в конце концов превосходит в развитии Дейту; таким образом, вид андроидов Сунг-типа доказывает свою способность к эволюции через размножение. Ребёнка, само собой, хочет забрать Звёздный Флот - в благих целях, как когда-то Дейту. Только Лал, наделённая эмоциями, хочет остаться с отцом - и не в силах пережить горечь расставания, погибает. Представитель Флота вместе с Дейтой делает всё возможное, однако спасти её не удаётся. Смерть уже во второй раз за сериал касается родственников Дейты - но Лал, в отличие от Лора, он заносит в свою память, не давая ей исчезнуть до конца.

Сам же Дейта под конец почти идёт на убийство человека, а следом - на замалчивание правды. Перед ним, по сути, стоял выбор между чудовищем, не ставящим ни во что ни свободу, ни человеческую жизнь, ни преданность, и сотнями людей, которое то намеревалось убить, лишь бы сохранить Дейту в своей коллекции. И он этот выбор сделал. Пусть даже выстрел не произвёл, когда его телепортировали на "Энтерпрайз". И вся эта ситуация говорит о том, что Дейта продолжает идти по своему пути - долгой дороге движения к человеку. На которой он находится гораздо ближе к цели, чем сам считает.
Серии, посвящённые персонажу: 3х02, "The Ensigns of Command", 3x16, "Offspring", 3x22, "The Most Toys".

Центральная фигура сезона, так или иначе раскрываемая в большей части серий, это капитан Пикард. И, о боже. Если до третьего сезона я относился к нему просто с симпатией, то за эти двадцать с лишним серий ко всем моим расходам добавились протезы кистей. да и не только их. Пикард засиял так, что эта ваша сверхновая из Naked Now по сравнению с ним померкла. Изначальные задатки неплохого тактика развились в нём в гениального полководца, способного выводить "Энтерпрайз" из самых тяжёлых ситуаций, с которыми она сталкивается. Он всегда готов к неожиданному развитию событий, у него всегда (или в большей части случаев) есть какой-либо запасной план. Овладевает он и де(/ин)дуктивным методом - экскурсии по голопалубе в мир детективов сороковых двадцатого века не прошли даром. Предсказать действия даже таких хитрых и умных соперников, как ромуланцы, для него не составляет больших трудностей.

При этом Пикард не показывается холодным, отрешённым, всемогущим гением. Создатели осознанно и постоянно пытаются снизить градус его сияния(Зану и Конан-Дойлю этого не удалось, к слову), показывая, что он всё ещё остаётся человеком. Пикард не атлант, он не всегда может дать физический отпор своим соперникам. Его организм не вечен, и он постепенно изнашивается, требует отдыха. Пусть активного - на месте Пикард усидеть всё равно не может - но всё же отдыха. Иногда Пикарду приходится и вовсе совершать чуть ли не насилие над собой. Он сомневается, обманывается и разочаровывается - как и любой человек.

Отдельного упоминания стоит развитие его личных качеств. Из строгого капитана, защищавшего своих подчинённых на судах, он превращается в верного и преданного друга. Он готов пойти на смерть ради своих подчинённых. Везде он ищет справедливость - и не абстрактно-отрешённую, но справедливость для экипажа "Энтерпрайз", если верит, что те ни в чём не виновны. Он готов принять жёсткое или даже жестокое решение, из-за которого, возможно, погибнут все на "Энтерпрайз", но зато выживет человечество. Или даже вся Федерация.

Его можно обвинить в том, что он ограничивается сценарием с наименьшими жертвами - выполняет Кобаяши Мару по накатанному сценарию, проще говоря. Но тут есть загвоздка - в его случае, чаще всего, иного выхода просто нет. Кирку режиссёры оставляли малейшие подсказки или лазейки, чтобы он сумел выпутаться. Пикарду приходится рисковать всем, чтобы у него осталось хоть что-то. Такова драматургия его серий, и в этом, пожалуй, проявляется главное отличие ТНГ от ТОСа. Отличие капитанов.
Серии, посвящённые персонажу: 3х03, "The Survivors", 3x10, "The Defector", 3x11, "The Hunted", 3x12, "The High Ground", 3x15, "Yesterday's Enterprise", 3x17, "The Sins of the Father", 3x18, "Allegiance", 3x19, "Captain's Holiday", 3x23, "Sarek".

В первый раз в сериале авторы берутся за Ла Форджа. И тут же он раскрывается буквально во всей красе. Из просто главы инженерного отделения он превращается в полноценного, многогранного, интересного персонажа. Ему сочувствуешь, сопереживаешь. С ним по-настоящему начинаешь чувствовать эмоциональную связь только после третьего сезона.

Прежде всего он показывается профессионалом экстра-класса. Таким, какой и должен служить на флагмане "Звёздного Флота". Он находит выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Демонстрирует уникальные навыки и, что куда важнее, смекалку, быстрый ум, позволяющий ему с лёгкостью выпутываться даже из самых затруднительных передряг. Не сдаётся никогда. До тех самых пор, пока надежды не остаётся совсем.

И ещё он, один из немногих офицеров на мостике, показывается главой целой службы, который вынужден вникать в проблемы подчинённых и решать их, чтобы корабль продолжал нормально функционировать. Не всегда удаётся справиться с этим сразу. Но Ла Фордж, в конечном итоге, прилагает определённые усилия и преодолевает неурядицы. Порой при помощи других, порой самостоятельно. Но это привлекает в нём только больше.

Но, вместе с тем, Джорди, каким бы гением ни был, остаётся обычным человеком, с близкими нам проблемами. Он влюбляется, пытается завести отношения, и даже (кого я обманываю, это неудивительно) терпит в этом неудачу. Да, у нас здесь заявка на классический(на самом деле, набивший хорошенькую такую оскомину лично мне) сюжет из разряда "я не могу завести себе девушку, потому что нам совершенно не о чем разговаривать". Но вот раскрывается он с несколько неожиданной стороны - благодаря фразе Гайнан, вычислившей проблему Джорди: он просто пытается вести себя не так, как обычно, перестаёт быть самим собой. Бам! Полжизни перед глазами и вашего покорного слугу накрывает приступом "последние пять лет жизни я вёл себя как-то не так". Бам! Эмпатия появилась там, где её не ждали. Внезапно, Джорди стал мне интересен.
Серии, посвящённые персонажу : 3х06, "The Booby Trap", 3х07, "The Enemy"

А ещё в кои-то веки додают клингонов. Ворфа. Персонажа, которого сделали, наверное, самым неоднозначным и самым противоречивым из главных героев. Но, вместе с тем, и самым трагичным.

С одной стороны, Ворф обладает воинской честью. Он готов пожертвовать собой и своей жизнью. Ради брата, ради памяти отца, ради того, чтобы сохранить честное имя. При этом он не хочет, чтобы умирали те, кто ему близок. Он искренне переживает за их смерть. За три сезона два раза вынужден занимать пост умершего друга (хорошо, что во второй раз это временно), но делает это из уважения к капитану или памяти почившего. Когда умирает офицер, с которой он высаживался на планету, он делает всё, чтобы смягчить потерю для её сына. Даже идёт на особый ритуал соединения, много значащий для клингонов.

С другой стороны, его переполняет ненависть к ромуланцам. Ко всем - представители их расы убили его родителей. И он и пальцем не пошевелит, чтобы спасти жизнь хоть одного ромуланца. Даже если окажется единственным, кто будет в силах это сделать. Он всё ещё не переступил через личную обиду, сохранив не самую приятную черту клингонов. Посмотрим, как эта часть его характера будет развиваться дальше. Надеюсь, он сумеет через неё переступить.

Ворф выступает проводником в мир клингонов. Через него мы видим их обряды и ритуалы. Видим, как много значила когда-то для них честь. И какую важную роль, с изменением жизни в Империи, там стали играть деньги и знатные семьи. Видим, как исподтишка убивают Ча'Дичей, секундантов-защитников, которые начинают догадываться, что что-то не то происходит в суде. В глубине души этого общества всё ещё есть воинская честь, но не на поверхности. Знаете, некоторые части современного казачества мне поразительно напоминают Клингонскую Империю при Федерации. И я начинаю задаваться вопросом - а таким ли клингоном хочет стать Ворф?
Серии, посвящённые персонажу: 3х05, "The Bonding", 3x07, "The Enemy", 3x17, "Sins of the Father"

Сезон в целом доставил мне гораздо больше положительных эмоций по сравнению с двумя предыдущими (по сравнению со вторым - он просто их доставил). И главная их причина - это семейство Крашеров, разумеется.

Уэсли, конечно, я обсуждать не буду. Лёгкая неуклюжесть первых сезонов сменилась тем, что парень просто начинает откровенно лажать на ровном месте, и вот это откровенно раздражает. При этом он не без положительных черт. Не без новых положительных черт. Раскрывается новыми гранями его сущность ребёнка индиго. Он по-прежнему гений. При всех его проблемах, он часто в одиночку решает действительно серьёзные задачи, вытаскивая "Энтерпрайз" чуть ли не на себе. При этом он способен пожертвовать своей карьерой ради того, чтобы спасти друга. Он не бесполезен и не отвратителен - но он просто иногда раздражает. Меня. А я к Уэсли изначально относился с большой симпатией.

Кто не раздражает, так это Беверли. Да, она сама не без недостатков. Она не может сотворить чудо - но кто может? Да, в этом главная проблема персонажа - её ставят перед порой невыполнимыми задачами. Справились бы с ними Пуласки, или даже Маккой? Нет, в том-то и проблема. Вот только они, выкладываясь на двести пятьдесят процентов, превозмогали и одолевали. Беверли, делая всё то же самое, и даже больше, порой просто сталкивается с тем, что проблема находится выше её сил.

Конечно, можно было бы иногда чуть нарушить правила, чуть отойти от собственных принципов. Но в этом проблема Беверли - у Пикарда, кстати, похожая. Беверли совершенно против насилия над личностью - физического или морального. Помните ту ситуацию, в которой Маккой ударил по щеке беременную женщину? Сумела ли бы так сделать Беверли? Большой вопрос. Ей ещё предстоит научиться переступать через себя, через свой непогрешимый, абсолютно гуманистический моральный кодекс. Беверли всё ещё остаётся идеальным человеком настоящего. Руководителем медицинской службы "Энтерпрайз".

Есть у Беверли и другой аспект раскрытия. Она показывается и как мать. Идеальна ли она в этом качестве? Сюрприз, снова не очень, но идеал - лишь цель, к которой, как заметил Дейта, стоит стремиться даже несмотря на то, что достичь её невозможно. Беверли хорошая мать. Она всеми силами старается наладить контакт с сыном, она понимает, что его, так или иначе, придётся отпускать от себя. Это, правда, не мешает Уэсли дуться, потому что мать, видите ли, его бросила (человеку уже около восемнадцати, господа!), и как же последнее бесит. Потому что видно, как Беверли дорожит взаимоотношениями с ним, видно, что она действительно его уважает. Она не приемлет насилия над ним. И даже когда в приступе ярости даёт ему пощёчину, это серьёзно морально бьёт уже по ней самой. Её переживания видны, спасибо за это Макфэдден. Саму сцену ссоры тоже отмечу - Беверли на самом деле выглядит суровой и угрожающей в этот момент (нарежу капсы и во второй раз за сезон разорюсь на протезах, насколько это прекрасно выглядит). Актриса показывает перемену в своём персонаже. Очень хорошо.

Если бы ещё не сцены, где она резко начинает вести себя как среднестатистическая мамаша, вообще было бы отлично. Всё же отношения Беверли и Уэсли - отношения не просто матери и сына, но двух близко связанных офицеров Звёздного Флота. И тут нужно скорее партнёрство со взаимной заботой, нежели доминирование и ухаживание, доходящее чуть ли не до поправления рубашки на публике. Есть же серия, где видно, как они поддерживают друг друга, когда Беверли говорит, что они справятся [со смертью отца Уэсли], как всегда справлялись. Почему не сделать подобные отношения везде? Но это моё мнение, да.
Серии, посвящённые персонажам: 3х01, "Evolution", 3x02, "The Ensigns of Command", 3х05, "The Bonding", 3x07, "The Enemy", 3x12, "The High Ground", 3x22, "The Most Toys", 3x23, "Sarek".

Меньше всего, не считая Райкера (до него дойдём в другой раз), раскрывают Трой. Персонаж Деанны - это какая-то комедия в этом сезоне, серьёзно. Я как бы не имею права говорить об объективации. И романы Кирка, о которых целые романы (упс, тавтология, бывает) написаны, тут тоже не подходят: красивых инопланетянок соблазняет преимущественно Райкер (ну и Пикард, разумеется, когда высаживается). Трой же любят сделать героиней драматического романса - ну, вы знаете, когда персонажи любят друг друга, но не могут быть вместе.

При этом авторы пытаются. Пытаются. И пытаются, отдать им должное. Трой выбирает между любовью и службой. И всякий раз выбирает службу, как бы тяжело ей при этом не приходилось. Это драматично, это работает. Но не в таких масштабах, пожалуйста.
Серии, посвящённые персонажу: 3х08, "The Price"

Но команда корабля в этом сезоне - не только те, кто находится на мостике, не только главные герои. И вот тут мы переходим к самому интересному.

Лучшая серия сезона: 3х21, "The Hollow Pursuits" (Пустые стремления). Сценарий: Сэлли Кейвз. Режиссёр: Клифф Боул.

То есть, у нас тут в перспективе могло быть вполне типичное поучение о вреде виртуальной реальности, да, мы все читали "451 по Фаренгейту" (серия передаёт неплохой такой привет Брэдбери и всей этой проблематике). Но его не случилось. Всё-таки Трек всегда оставался сериалом про будущее, и перспектива создания VR-технологий авторов не пугала. Напротив, они старались понять, какие у этих технологий плюсы и минусы, полностью отходя от беспочвенных обвинений. Почти тридцать лет спустя многим до сих пор не хватает такой объективности.

Но серия-то, в сущности, не об этом. Она об одном человеке, Реджинальде Баркли, который служит на флагмане Звёздного Флота, и у которого большие проблемы. Ему очень трудно входить в коллектив. Причин тому много - начиная с просто-напросто застенчивой природы. Он не дурак, не глупый человек, более того - он, на самом деле, очень умён. Но при этом слишком робок, чтобы этот ум показать. В своих мечтах, реализованных на голопалубе, он чуть ли не самый важный человек на всей "Энтерпрайз". В реальности, он вечно опаздывающий, витающий где-то в облаках скромный служащий инженерного, которого ещё и поддразнивают то и дело (двадцать четвёртый век, господа! Уэсли Крашер, зачем? Ты же был хорошим персонажем, ну). В общем, мне бы процитировать Букера, но в приличных отзывах, я слышал, это не положено. И вся серия посвящена тому, как Баркли, понимая, что его ценят и вне голопалубы, начинает уделять больше времени реальной "Энтерпрайз". Но при этом он не оставляет виртуальную до конца, ведь она всё так же является его частью жизни. Тем более, да, персонажи голопалубы у нас периодически становятся поразительно разумны.

И во взаимодействии с этим персонажем раскрывается с неожиданной стороной и вся команда. У Райкера резко отшибает чувство юмора (мне трудно его не понять, но всё же оксюморон из разряда "целомудренный Кирк", не меньше). Ла Фордж же показывается настоящим командующим своего отделения, порой жёстким, но в целом - более чем заинтересованным в проблемах подчинённых. Собственно, в этой серии то, что раньше казалось очевидным, вытащили на поверхность. Люди работают друг с другом несколько лет, без замен на протяжении месяцев. И, естественно, нужна взаимоподдержка, особенно в стрессовых ситуациях. То, что её в тяжёлых случаях оказывает весь комсостав,
усердно доглаживающий подчинённых, только добавляет всей ситуации какой-то... теплоты, что ли?

В этой серии нет глубоких проблем, как нет и запутанного, интригующего сюжета. Но она проста, человечна и пробуждает весь спектр эмоций. И потому - лучшая в этом сезоне. Совершенно неожиданно.

Сериал наконец-то раскачался. После никакого первого сезона и раздражающего второго мы снова увидели "Звёздный Путь" во всём его великолепии. Надеюсь, дальше создатели продолжат в том же духе.




@темы: I am the God-Mighty and I know it, ST: TNG, Wорф, n-n-f-n-f-ct-n, Деанна Трой, Джорди Ла Фордж, Доктор Беверли Крашер, Капитан Жан-Люк Пикард, Колесо обозрения, Космос, последний рубеж, неоригинальный тег, Самый человечный из нас, Сериальное, Уэсли "Я прав! - Всё равно заткнись!" Крашер, Что-то прогнило в Датском королевстве...

URL
Комментарии
2017-06-05 в 18:24 

minecaxep
Все мои друзья безбожники. Кроме Сахера, Сахер верен Треку (с) Банан.
ты погоди, дальше будет больше. они реально раскачиваются только к 3 сезону и дальше только в гору. ну по крайней мере меня было не оторвать. (причем эта формула работает и для дс9 и вояджера)

2017-06-05 в 19:08 

Djulian-of-Amberus
Это смерть, но она будет прекрасна! (с)
minecaxep,
я уже с трудом оторвался, чтобы написать этот пост %) Потому что вот:
- I am Locutus of Borg.
- Mister Worf. Fire.
/в состоянии кучки пепла скачивает четвёртый сезон/

URL
2017-06-05 в 19:52 

minecaxep
Все мои друзья безбожники. Кроме Сахера, Сахер верен Треку (с) Банан.
Djulian-of-Amberus, оооо ты добрался до самой мякотки :gigi: там дальше что ни серия, то кокоро вдребезги:З

2017-06-05 в 19:55 

Djulian-of-Amberus
Это смерть, но она будет прекрасна! (с)
minecaxep,
В таком случае, я оставлю здесь вот этот совочек и вот этот пакетик, чтобы меня было чем и во что сгребать х)

URL
2017-06-05 в 20:07 

minecaxep
Все мои друзья безбожники. Кроме Сахера, Сахер верен Треку (с) Банан.
Djulian-of-Amberus, рано сгорать, у тебя еще 3 сериала и 4 на подходе :lol:

2017-06-05 в 20:14 

Djulian-of-Amberus
Это смерть, но она будет прекрасна! (с)
minecaxep,
/вспомнил/ мда. Я никогда в жизни так сильно не хотел стать Джин Грей, как сейчас :D

URL
   

Хроники избирательного падения

главная