Star Trek: The Original Series
полные впечатления от 3 сезонов. Achtung! Attention! Spoiler alert!Кроме шуток - это лучший сериал, который я когда-либо смотрел и, возможно, посмотрю. И вот на этом можно было бы закончить здесь и сейчас. Но я этим не удовлетворюсь. Конечно же, нет. Что вы. Это прекрасно, великолепно, чудесно, превосходно, восхитительно, здесь могло быть больше синонимов, но лень моя слишком сильна, а словарный запас слишком низок, чтобы перечислить всех. Так что - да, здесь мог быть ваш синоним.
Три коротких сезона. Три длинных акта огромного повествования. Повествования о Космосе. Повествования о Боге. Повествования о Человеке. Повествования о Путешествии. Повествования об Открытии. Повествования о романтике первооткрывательства. О том, к чему изначально подтолкнул нолановский "Межзвёздный". О неизведанном, о том, что находится за границей мира современного человека, такого прогрессивного и такого примитивного. Ибо это целый мир. Мир совершенный - во всех смыслах. В нравственном и в техническом. Абсолютный прогресс, без минусов и неоднозначности. Капиталистическая утопия в духе коммунизма, реальность, которой не суждено сбыться. К сожалению, наверное. И каждый сезон лишь ближе подводит к этому ощущению. К тому, что что-то с нами всё же не так. Да, евгенические войны не случились. Но, быть может, и к худшему. Ибо они-то как раз своим ужасом и повернули человечество окончательно в сторону абсолютного гуманизма, человечности, как таковой. А сейчас мы по-прежнему лишь обезьяны для людей 23 века вселенной Звёздного Пути, лишь гибель. И не более того. Мы разучились бороться, и в равной степени разучились видеть чудеса и идти к новым горизонтам. Мы засели на своей маленькой планетке, и смотрим то вперёд. то назад. Нам бы посмотреть вверх, улыбнуться Шатнеровской улыбкой и направить энергию целого мира к звёздам. о нет. Нет. Тому миру суждено остаться в мечтаниях недобитого романтика. А нам суждено изучать его и сокрушаться о несбывшихся мечтах. Чем мы и займёмся. Добро пожаловать на феерию восхищения, восторга и тлена, господа и дамы.
Пойдём по устоявшейся схеме - сезонной. Начнём с первого. Сезона, который всё открывал. Сезона, который меня лично с познакомил со вселенной, дал мне первое впечатление о персонажах, о мире, и целый ряд замечательных серий. Я пытался составить топ. Я честно пытался сделать это. Но в итоге у меня не получился даже топ-5. Потому что слишком много было хороших. Каждый из эпизодов был не то, чтобы маленьким шедевром, но очень хорошим и качественно сделанным, пусть и низко бюджетным произведением. Да, здесь же было моё главное сериальное разочарование - слив Дженис Рэнд. Да, здесь были серии, которые по рамкам сериала можно было назвать совершенно проходными. Здесь была та же "Мужчинерия", в которой покадрово повторили пилот. Зачем-то. Но всё это вполне можно стерпеть. Ибо это начало пути и начало легенды. Как Кирк стал капитаном "Энтерпрайз". Как встретился со Споком и Маккоем. Как строил отношения с экипажем. И как весь корабль поднимался на крыло, превращаясь из пафосного новичка в заслуженный флагман Звёздного флота, в величественный символ целой эпохи что нашего мира, что 23го века. И каждый эпизод 1го сезона "Звёздного Пути" - это своеобразный "Год первый". Вещь великая, в некоторых вопросах - спорная, но в общем и целом, важная и грандиозная. Особенно последние серий семь, абсолютно каждая из которых заслужила бы находиться в списке лучших всего сериала. Но наш выбор, к сожалению, ограничен. Я могу выбрать лишь одну.
Лучшая серия: 1х24, "Эта сторона Рая". Сценарий: Д.С. Фонтана, Натан Батлер. Адаптация: Д.С. Фонтана. Режиссёр: Ральф Сененски.
Оригинальный сериал - это, конечно, Человек и Бог в Космосе. Божества языческие, квазимонотеистические, технические, просто всемогущие существа и чудовища - все они представлены здесь. Это огромный парад прошлого, настоящего и будущего, сквозь который проходит капитан Кирк и команда "Энтепрайз". Совершенно особую колонну я готов выделить излечивающим всё растениям, обеспечивающим, вдобавок, полное, абсолютное счастье, радость, миролюбие, бессмертие, дающим обитателям планеты райскую атмосферу и организующие, в общем и целом, рай на Омикроне Цети 3. Даже экипаж "Энтерпрайз" счастлив. Даже Спок любит здесь, любит чисто, искренне, освобождаясь от оков своего разума.
Что же тут не так, спросите вы? Ведь такое же миролюбивое движение хиппи не брезговало травами куда более вредными, что также значительно расширяли сознание. Может, это их тут обличали? Да нет. Всё в порядке с местными травами. Они делают людей добрыми, а вулканцев - в меру эмоциональными. Они лечат. Они успокаивают. Они дают покой. В них нет ничего плохого. Они действительно образуют рай, организованный их спорами.
А если так, спросите вы, то почему же "Энтерпрайз" не осталась там, и не дала сигнал всей Галактике? А потому что капитан Кирк оказался упрям. Даже слишком, наверное. Потому что Кирк был капитаном, и любовь к кораблю, привязанность к ней спровоцировала вспышку гнева в нём. Гнева, который подавил все "благие", внушённые этими растениями помыслы. И через гнев же он вернул к прежнему логическому типу мировоззрения Спока, который стал из-за повышенной чувственности уязвим для подобной моральной атаки. А атаковать экипаж ультразвуком, провоцирующим чесотку и соответствующий ей гнев, вдвоём им уже проблем не составило. Вообще.
Финал серии - диалог Спока и Кирка, где Спок говорит о том, что планета, в общем-то, была раем, и человечество было изгнано. Капитан же отвечает, что, в таком случае, человечество само ушло рая, ибо создано оно для борьбы (да-да, vivere est militare!), а не для рая всех даром. И зрителю в этот момент надо подумать - а правильно ли сделал капитан? Не сыграл ли он здесь роль топора, вырубившего райский сад? Или же фиг вам с маковкой, а не Царствие Небесное? И если так, что что же есть эта планета? Что есть эти растения, лишающие цели, но дающие счастье(Мы ошиблись в знаке: нужно было ставить минус, а мы поставили плюс)? Добро? Зло? Скорее добро? Пусть ответит на этот вопрос каждый сам и для себя. И именно поэтому эпизод лучший - он даёт информацию для размышления, противоречивую и совершенно неоднозначную.
Я на стороне Кирка. По одной простой причине - места всем на этой планете едва ли хватит. А для меня рай в Конце Времён должен быть ультимативен - или никому, или для всех, даром, пусть никто не уйдёт обиженный. А вы на чьей?
Второй уже комментировал. Посему перейдём сразу и к третьему . Это был финальный сезон. Далеко не лебединая песнь первого поколения, конечно. До лебединой песни нам ещё жить да жить, а мне - обозревать да обозревать. Ага. Это завершение первой попытки, первой части Великого Путешествия Туда, Куда не Ступала Нога Человека. Хорошее оно? Да. Отличное, превосходное? Я буду субъективным - в некоторой степени, нет. Сезон по-прежнему ровный, не провисает, в нём полно замечательных серий, достаточно впечатляющих. Но именно удивлял меня сериал гораздо реже. К моему сожалению, это было так. К хорошему чрезвычайно быстро привыкаешь. Объективно я понимаю, что это по-прежнему слишком высоко для большинства иных сериалов. Но постоянного поднятия планки нестерпимо хочется, всё одно.
Лучшая серия: 3х12, "Эмпат". Сценарий: Джойс Мускат Режиссёр: Джон Эрманн
Казалось бы, ничего примечательного. Очередная сверхраса, очередное похищение. Smells like Menagerie spirit, eh? Ага. Вот только в этот раз рядом с капитаном, доктором и старшим помощником присутствует девушка, способная впитывать в себя всё отрицательно влияющее изнутри - эмпат. Из совершенно другой расы, с другой планеты. Зачем она здесь? Неизвестно. Известно лишь, что она почти жертвует собой, дабы спасти капитана Кирка. А и над ним, и над Споком, и над Маккоем, продолжают всячески издеваться алиены. Зачем? Да тоже неизвестно.
Зато капитану предлагают выбор - пожертвовать с огромной вероятностью Боунзом или рассудком Спока. Пока Кирк сомневается, что делает наш бравый доктор? Правильно. Он вводит и Джеймсу, и Споку снотворное. Выбор сделан. Он жертвует собой ради них, де-факто. Он вызывается добровольцем на смерть, неминучую смерть. Он же потом отталкивает девушку-эмпата от себя. И всё это потому, что пусть лучше он страдает, чем они. Пусть капитан Кирк не мучается выбором. Пусть Спок сохранит свой рассудок. Пусть девушка живёт, но не он. А он скажет, что из Спока был бы хороший врач. Но ради чего всё это?
Звёздная система умирает. И сверхсильные алиены решили спасти только одну планету. Планету этой девушки-эмпата они выбрали. И доказательством достоинства для спасения они посчитали готовность пожертвовать собой, способность сострадать. Да. Будучи высокоразвитой цивилизованной расой, более всего они ценили обыкновенные человеческие эмоции, что подчёркивал Маккой. Именно это меня смогло удивить - обычно сверхрасы Звёздного Пути крайне неэмоциональны, более того - они эмоции не любят и не жалуют. А здесь - порождения чистого интеллекта, ценящие чувства. Ну что может быть интереснее?
Эта серия стала одной из тех, что окончательно поставили точку в развитии персонажей, которое в третьем сезоне, по большей части, завершилось. Это триада людей... Хотя нет. Не совсем людей. Ибо главный в ней - дьявол во плоти, искуситель и соблазнитель, змий райского сада собственной персоной, капитан Джеймс Т. Кирк. Существо противоречивое и спорное. С одной стороны, он добр и заботлив, он хороший капитан, прекрасный офицер. Улыбка Уильяма Шатнера воплощает сам дух первооткрывательства, образ мечтателя, вдохновляющий на поиски, на бросок в неизведанное, на занятия наукой или просто на учёбу. Я бы даже сказал, что этот персонаж стал вторым человеком, сумевшим вдохновить меня подумать о службе во флоте. Да. Такой вот оксюморон. Но с другой - Кирк для своих целей или вне их способен соблазнить практически любую женщину. Не говоря уж о том, что он наступает на горло многим планетным диктаторам, построившим у себя рай, в который экипаж "Энтерпрайз" вторгся. В такие моменты за ним по-настоящему страшно наблюдать. Но именно такое существо и должно быть богоборцем, низвергающим ложных богов и карающим всех, кто отойдёт от истинных. Те же истинные, кто ослабнет, сами падут от его рук. Картина страшная и бросающая в дрожь. Уравновешивает её лишь доброе начало - Спок, вулканец. Мудрый, контролирующий себя, логичный. Где-то в глубине души его таится неконтролируемая буря эмоций, которая вырывается наружу только один раз - в "Амоке", когда он радуется "воскрешению" Джима. Он может не показывать дружбы, любви. Но он чувствует их. И к медсестре Чепел, в какой-то мере. Чепел, конечно, вообще переживает страшнейший эпизод своей жизни - поцелуй со Споком против их обоюдной воли. Сбывшаяся мечта всей жизни - но как бы она не хотела, чтобы она сбывалась! Да и Споку несладко приходится. Маккой усиливает психические атаки, постоянно обвиняя Спока в отсутствии эмоций. Говоря, что ему не суждено любить, что он бесчувственен. Но это, конечно, не так.Потому что Спок радовался, что капитан жив. Потому что Спок держал того же Маккоя за голову и за руку, когда тот умирал. Потому что Спок был смущён в "Путешествии к Вавилону". Потому что Спок тащил Маккоя на себе в "Всех наших вчера". Разве он неэмоционален после этого*? Конечно же, доктор преувеличивает. Но лишь потому, что он человек. Настоящий человек, во всех смыслах слова. Гуманист до мозга костей, чувствующий, порой возмущающийся непонятно из-за чего, с не самым приятным характером, но верный, преданный, стремящийся пробудить все лучшие, по его мнению, качества. Не сказать, что всегда они лучшие объективно, он он пытается. Он настоящий врач, он вылечивает даже существо с иной клеточной структурой (1х25, "Дьявол во тьме"), с совершенно иной биологией. Он готов пожертвовать собой, в конце концов. Да, он не идеален. Да, ворчлив. Ну и что теперь? Такова уж людская природа. Мы ошибаемся, боремся, выживаем. Мы никогда не были добряками, и в этом плане сериал не щадит даже, казалось бы, икону - Авраама Линкольна, - но и злодеями тоже никогда не являлись. Мы обречены висеть между добром и злом. Такова уж наша судьба. И образ Маккоя, как человека будущего, говорит нам, что всё-таки идём мы в правильном направлении. Наверное. Мне хочется в это верить.
Я не буду говорить о списке проблем, поднимаемых в сериале. Это проблемы любви, дружбы, расизма(и да, дружно вспоминаем поцелуй Шатнера и Ухуры), партнёрства, соотношений чувств и разума, нравственного выбора. Это огромный спектр, объять который едва ли предоставляется возможным. Я постарался хотя бы упомянуть о них. И, под занавес уже, составлю список из трёх лучших серий сериала. Все они уже звучали здесь, но я всё же продублирую.
3. Эмпат (3х12)
2. Эта сторона рая (1х24)
1. Кто скорбит по Аполлону?(2х02)
Особое упоминание: 3х08, "Ибо Мир Полый И Я Коснулся Неба". Сценарий: Рик Волэртс. Режиссёр: Антон Моррис Лидер.
Тема искусственного интеллекта, и искусственного интеллекта, как ложного божества в сериале относительно редка. Без особого труда я припомню только три таких серии - "Совершенный компьютер", "Возвращение Архонтов" и эта. Чем же она особенна?
А тем, что здесь компьютер управляет не планетой - метеоритом-кораблём, движущимся сквозь пространство. Межпоколенным кораблём, который испытывает на себе диктатуру сошедшей с ума, а, быть точным, попросту неисправной машины. Компьютера, который управляет им и ведёт по неверному курсу. Компьютер, который выдаёт себя за Оракула и вживляет чипы в ходе специфического обряда инициации. Проблема грядущего - проблема межпоколенных кораблей. Рано или поздно с ней придётся иметь дело. Звёздный Путь опередил здесь своё время.
Здесь же перед нами ещё и вновь персоналия доктора Маккоя. Неизлечимо больного, готовящегося провести остаток жизни с девушкой из Полого Мира - внутренности метеорита, где мигранты галактического масштаба и обитают. Но не забывающего о помощи командиру. Он проходит через обряд инициации и почти жертвует собой ради того, чтобы поддержать экипаж "Энтерпрайз" в борьбе с машиной-диктатором. А ещё - спасти сотни тысяч или даже миллионы жизней. Таков он, человек будущего.
И самое важное. Эта серия привела меня в "Звёздный Путь". Благодаря ей я стал смотреть его. И благодаря ей же появилась на свет Старая Вселенная Меча и Магии. Едва ли не самый весомый вклад конкретной серии "Пути" в культуру в истории. Это достойно настоящего уважения и моих аплодисментов стоя. Браво, сценарист, и браво, режиссёр.
Ибо мир полый и я коснулся неба.