Star Trek: The Next Generation. The Best of Both Worlds, parts I & II (3х26 - 4х01)
Режиссёр: Клифф Боул
Сценарий: Майкл Пиллер
Спойлеры! Спойлеры! Спойлеры!
прекрасно Оговорюсь сразу: о существовании The Best of Both Worlds и разделении этой серии на две части я знал уже достаточно давно. Как и о том, что в ней происходило, но очень уж приблизительно. Поэтому кроме того, что Пикард вернулся в человеческое тело (nuff said), я не знал ничего.
Сначала - немного о нерациональном. Я не люблю сериалы без сквозного сюжета или хотя бы арочной структуры, это сугубо личный таракан, заработанный на просмотре фильмов по федеральным каналам. Да, представьте себе моё отношение к Треку, когда я начал смотреть ТОС. И мою радость от Менажерии, которая превратилась в разочарование. Но потом я как-то свыкся с этим, учитывая то, что персонажи сквозь серии не то, что не стагнировали - полноценно развивались. Тонкие ниточки их взаимоотношений протягивались сквозь сериал, и это было прекрасно. В совокупности с разнообразными сюжетами, пусть и построенными где-то по общей схеме, и вовсе примирило меня с подобным типом сериалов. Но всегда хотелось чего-то большего. И "Лучшее от двух миров" мне этого дало даже в большей степени, чем я рассчитывал. Тут не просто двойная серия, тут клиффхэнгер в конце сезона и последствия арки в сериях последующих, что ещё более ценно.
Серия посвящена второму столкновению с Боргом. Как таковой новой проблематики здесь не просматривается. Я уже писал о том, как через Борг подаётся искусственный интеллект и коллективный разум. Тут эта тема развивается до очень забавного заключения. У одного разума, даже сочетающего в себе всё лучшее от остальных, даже улучшенного технологиями, не получится победить всех. Потому что обязательно найдётся тот, кто думает по-другому, кто сумеет перехитрить. Разнообразие мыслей, разумов, интеллектов, чувств, эмоций - вот что приведёт человечество на вершину эволюционной пирамиды, и вот почему оно будет пытаться возвести туда и остальные расы, ибо "наши предки отнюдь не были снобами"(с). И да, это очень сильный посыл, который продавливается обе серии. Через весь сюжет.
И, откровенно говоря, словами через рот в исполнении Гайнан. Я до сих пор не понимаю, почему бы ей не дать должность второго советника. Она же много пользы приносит. не говоря уж о том, что часто выступает голосом сюжета. Да и вообще, очень интересно наблюдать за представителем древней расы, нашедшим надежду в расе более молодой, которой теперь покровительствует. И верит, чего нельзя сказать о многих других, в каком-то плане, даже о Кью. Неслучайно именно Гайнан подсказывает Райкеру, что ему нужно делать, неслучайно она произносит фразу про то, что человечество, рано или поздно, придёт к доминированию.
Вместе с тем, повествуется и о том, насколько человек могущественное существо изнутри. Воля Пикарда, лишь с незначительной помощью экипажа, побеждает и Локьютуса, и, в каком-то плане, весь Борг. Пикард может ошибиться, может сдаться, может отступить и скрыться в глубинах разума. Он человек. Но, рано или поздно, он вернётся, встанет с колен и нанесёт удар, от которого соперник будет не в силах оправиться. Не без помощи другого человека, другого организма. Помощи, которой лишён Борг.
Имя этой помощи - старший помощник, капитан, Уильям Райкер. Именно он центральный персонаж арки. И ему здесь достаётся чуть ли не постоянно. В начале приходится делать архетипичный выбор: капитан второстепенного корабля, или же старший помощник на "Энтерпрайз". Райкер постоянно его откладывает, постоянно остаётся на "Энтерпрайз". И за три года подрастает новое поколение, которое постепенно занимает те посты, которые оставляли для него. Они такие же, как он в начале сериала: безрассудные карьеристы, рискующие всем ради достижения цели (и не оставляющие этой грызни, даже когда Федерации грозит смертельная опасность ). Он на их фоне ощущается рассудительным мужчиной средних лет, молодым капитаном. И когда создаётся ощущение, что он устарел, что обречён оставаться на "Энтерпрайз", где ему стало слишком комфортно, наступает критическая ситуация. Ему приходится стать капитаном корабля. И в этот момент в нём просыпается уверенный в себе, жёсткий, стремительный Уильям Райкер первого сезона, с лёгкостью затыкающий за пояс молодое поколение. Одной лишь фразой: "Как прискорбно для вас [, что я стою на вашем пути]". Увидеть возвращение badass-Райкера, которого я не наблюдал с "Меры человека", было очень приятно.
Но в остальном Райкера ломает. Он ищет цель, обретает её, становится капитаном, а потом возвращается в кресло старшего помощника. С прорезающимся старческим упрямством осаживает молодое поколение, чтобы потом эффективно работать с ним, когда пробьёт роковой час. Потом долго колеблется, до последнего не веря, что капитан Пикард потерян. Когда наступает критический момент, впрочем, без колебаний отдаёт приказ выстрелить, понимая, что убивает своего капитана. Конечно, это не удаётся. Но потом Райкер учится целую серию действовать самостоятельно, налаживая контакт с командой, с уже своей Номер Один. Он обретает себя как капитана. Чтобы в конце серии отозваться на эту должность вместе с Пикардом.
Сама команда показана прекрасно. Каждый на своём месте, каждый чем-то занят. Даже Уэсли не выбивается и приносит пользу. Это хорошо само по себе, но мне тут додали взаимодействия Беверли и Дейты. Чертовски приятно видеть, насколько хорошая команда из них получилась. И они работают друг с другом не вынужденно, а осознанно кооперируя друг с другом. Они постоянно пытаются что-то сделать. Да, не всегда успешно. Но они трудятся, трудятся вместе. И боже мой, как же давно мои шипперские чувства так не гладили. Это было прекрасно, и ещё больше выделяет серию в моих глазах. Как минимум, нестандартностью именно рабочего их тандема.
За драматургию стоит похвалить отдельно. Клиффхэнгер отличный. Напряжение присутствует, моменты, пробирающие до дрожи - в избытке. Одно только "I am Locutus, a Borg", чего стоит. А когда мимо иллюминаторов проносятся останки "Мельбурн", на которую должны были перевести капитаном Райкера, становится по-настоящему жутко. Что творится в этот момент с самим Райкером, я даже не рискую предполагать. Правильность поступка, смешанная с сомнением: может, он бы и сумел спасти команду. И, что самое страшное: он никогда не узнает об этом.
Как не узнаем и мы. Но это не отменит того, что "The Best of Both Worlds" - первая сюжетная арка Трека, которая сделана просто отлично. Можно только поаплодировать создателям. Ах да, у неё даже есть серия-последствия - "Семья", 4х02. Но о ней как-нибудь в другой раз.