Star Trek: The Next Generation. Season 4
Спойлеры! Спойлеры! Спойлеры!
Это сложноСпорный сезон. Он отличный - здесь продолжают раскрываться некоторые второстепенные персонажи, разряжаться ружья из прошлых сезонов. Здесь, впервые с ТОСа, появляются действительно сквозные темы, одна из которых разворачивается на протяжении большей части сезона. Здесь есть захватывающие дух детективные и хоррорные серии. Но, вместе с тем, периодически встречаются вещи, после столкновения с которыми хочется изругаться трёхэтажным матом. А ещё вскрывается одна, не самая приятная, черта процедурала. Важный поворот для развития персонажа во всех следующих сериях просто забывается. Для одного персонажа, один-единственный поворот. Но мелкие недочёты, к счастью, закрываются следующими за ними хорошими сериями. Иначе это, возможно, был бы дубль второго сезона. Только в этот раз главным героем был бы не Дейта, а Беверли Крашер. Давайте разбираться.
Серия: 4х23, "Носитель"/"The Host"
Режиссёр: Марвин Раш
Сценарий: Майкл Хорват
Про этот эпизод можно говорить долго. Это одна из самых захватывающих, драматических, эмоционально сильных серий. Которая, по совместительству, является ещё и одной из самых важных как для сериала, если не Трека и всей массовой культуры в целом. Это серия, о которой я знал задолго до просмотра этого сезона, и действительно ждал её. И я никогда не был настолько разочарован, потому что в этой серии есть худшие для меня десять минут во всём "Следующем поколении", если не в Треке до этого момента. Ну, не считая момента со смертями Таши Яр или Джима Кирка.
О чём я говорю? О завязке серии. По сути, мы десять минут вынуждены смотреть на ООС, достигший каких-то астрономических масштабов. Серьёзно, даже я так Беверли не писал. То есть, вы мне хотите сказать, что женщина, потерявшая мужа (и, согласно некоторым данным, эту потерю переживавшая около десяти лет и с очень большим трудом), просто так возьмёт и влюбится снова в человека, которого знает сколько? День? Два? Неделю? Ах, да, десять дней, конечно же. Допустимо? Не знаю. Психология людей - трудная для понимания штука. Особенно психология взрослой женщины-профессионала, которая по волшебному сигналу БЭНГ!(читай как воля сценариста) мало того, что вдруг начинает вести себя как клишированнейшая влюблённая девочка лет шестнадцати с каких-нибудь промзонных окраин. Профессионализм испаряется по тому же самому БЭНГ!. Зачем заниматься исследованиями, Дейта? У нас с Оданом любовь, мы лучше пойдём ко мне в каюту. С отмазками уровня пятиклассников в духе головной боли, которую нужно вылечить. Я не знаю. Может, это со мной, что-то не так, может, я и вправду совершенно не понимаю людей. Дейта, если у меня появится совет, как это делать, я вам непременно его дам.
Спустя несколько дней после просмотра я всё-таки понимаю, что во всём этом возникла необходимость. Серия длится сорок пять минут, а тянуть на арку такой сюжет никакого смысла нет. Поэтому влюблённость Крашер подаётся константой. Но то, как она подаётся, всё ещё вызывает вопросы.
И на этом список претензий, собственно, заканчивается. Потому что на десятой минуте на Одана совершается покушение, сценарист снова подаёт сигнал БЭНГ!, и персонажи возвращаются к своим нормальным образам. Крашер вдруг вспоминает, что служит на флагмане Звёздного Флота, и вообще, она врач и учёный. Одан из пародии на Дон Жуана превращается в посла-миротворца, способного на самопожертвование. А ещё новый актёрский дуэт, уже сработавшийся, ухитряется нормально показать и трагедию, и химию персонажей. Не исключаю, что я просто привык к Фрейксу, и тут мне мешает быть объективным уже моя личная симпатия. Но он и Макфедден проделывают очень хорошую работу.
Да, вы уже заметили, что Одана почему-то стал играть человек, обычно воплощающий Райкера. Ну, потому что Одан был симбиотическим организмом из расы триллов, и представлял собой, буквально, комок нервов - мозг с пищеварительной трубкой, помещающийся в желудок гуманоида, и меняющий хозяев по мере смерти их тел. Но он такая же полноценная личность, пусть и, по объективным обстоятельствам, меняющая внешность.
В этом, собственно, главный конфликт серии. К чему мы испытываем любовь? К внешности - или к разумной сущности, как будто отделённой от тела? И к чему нужно стремиться? Сериал даёт ответ: к сущности платоновского космоса, к субъекту идеального мира. Любовь здесь подаётся как чувство если не исключительно, то прежде всего духовное. Тело же может быть любым. Даже того же пола.
А знаете, когда это снималось? В девяностые годы. Трек в очередной раз показал своё новаторство и способность смотреть в будущее на десятки лет вперёд. По значимости "Носитель" приближается к первому появлению Ухуры в ТОСе. И подан он очень здорово, да. Хотя кто-то ухитряется разглядеть в серии кардинально противоположное её изначальной задумке - гомофобию в исполнении Беверли. По-моему, кто-то смотрел "Носитель" только первые десять минут и последние пять. Почему? Потому что всю серию Беверли отшатывается от Одана, когда тот в теле Райкера. Зато даёт поцеловать руку, когда Одан находится уже в женском теле. Потому что тело Райкера у Беверли ассоциируется не с мужским/женским началом, а с другой личностью, с (вот уж сюрприз) самим Райкером. И с женщиной-носителем схожая история. В серии изначально не делается акцент на комбинации биологических полов влюблённых, а на постоянности/временности телесной оболочки, важности/ненужности её в формировании образа любимого человека и её чувства к нему.
Хорошая серия длиной в сорок пять минут, отличная серия длиной в тридцать пять. Но знаете, что самое смешное? Что Одан больше не появится в сериале. Процедурал наплевал на важный поворот в одной из своих серий. Наверное, я поэтому их так не люблю. Очень печально, что и Трек не избежал этой участи. И ещё печальнее, что именно в ТНГ это и случилось. А самое ужасное - что я не могу развидеть первые десять минут.
Ладно, позже и ранее было лучше. По порядку.
Основной темой сезона, наверное, следует назвать тему семьи. Во всяком случае, практически вся первая половина - это серии, посвящённые двум разным семьям героев. Семье по крови и семье на корабле. Если ко второму роду взаимодействия мы уже почти привыкли, то вот в первом случае всё не так однозначно. Персонажи, казавшиеся нам привычными, вдруг раскрываются с совершенно новой стороны.
Менее всего это, касается, конечно, семьи Крашеров (впрочем, вы уже увидели, что там и без того забот с характерами хватает). Чрезмерная забота Беверли о Уэсли постепенно сходит на нет. Возникает ощущение, что всё творившееся в третьем сезоне - постэффект от долгой разлуки. И если это так - что ж, остаётся только поаплодировать сценаристам. Развитие, как оно есть. У Беверли. У Уэсли же всё по-прежнему. Он продолжает проводить эксперименты, жертвами которых становится то экипаж, то отдельные люди на "Энтерпрайз". В частности, в одной из серий он едва не стёр из вселенной саму Беверли. Другое дело, что их воссоединения - наверное, одна из самых трогательных вещей, что только есть в этом сезоне. От молчаливых объятий в 4х05, "Помни меня/Remember me", до "Thank God, Wesley!" в 4х10, "Последняя миссия/Final mission". В той же десятой серии Уэсли проявляет все свои лучшие качества - от сообразительности до преданности. А ещё там раскрывается, кто стал для него отцовской фигурой. Пикард, разумеется. Вдобавок, Уэсли в своей ипостаси скорого становления кадетом резко проходит метаморфозу из мальчика в мужчину. К сожалению, это его последнее появление в сезоне. Хотелось бы посмотреть на него и его взаимодействие с Беверли ещё. Увы, этого нам не дали. По сути, просто слегка поманив.
Серии, посвящённые персонажам: 4х05, "Remember me", 4х10, "Final mission", 4х23, "The Host".
Продолжается раскрытие Ворфа. Его проблематика - с одной стороны, рост в чужом обществе с чужими родителями, а, с другой, проблема изгнания. С первой ему удаётся справляться. Здесь, по сути, у нас есть тонкая метафора на конфликт поколений в реальном мире. И, вместе с тем, глубокое и непредвзятое его понимание. Нарочитое подчёркивание разницы между родителями и детьми, усложнённое их любовью друг к другу. Через приёмных родителей Ворфа показывается, что важно не столько понимать точку зрения, сколько принимать её. Собственно, я уверен, что и сына Ворфа они воспитать сумеют. Да, у Ворфа есть сын. И его мать убивают в этом сезоне в ходе продолжения дворцовых интриг
Серии, посвящённые персонажу: 4х02, "Family", 4х07, "Reunion".
Я никогда не думал, что доживу до этого момента, но они начали раскрывать Деанну. То есть, именно что начали. Какие-то черты у персонажа есть достаточно давно. Странные взаимоотношения с матерью. Непонятно что с Райкером. То ли совместная жертва личной жизнью во имя карьеры, то ли никакой личной жизни и не было. Химия вроде есть, а вроде бы и нет. Ясно только одно: подаётся нам Деанна именно через разговоры её с Райкером. Мы узнаём, насколько сильно она полагается на свои способности бетазоида, насколько она от них зависима. Ещё один маленький штрих в образ. Но на фоне того, насколько мало было Деанны в прошлых сезонах, уже радует.
Серии, посвящённые персонажу: 4х10, "The Loss", 4x17, "Night Terrors".
Пару крох перепадает в раскрытие Райкера. Прежде всего, после "Лучшего из двух миров" становится видно, что на "Энтерпрайз" формируется дуумвират. Райкер превращается, по сути, во второго капитана. Он действует на равных с Пикардом, подчиняясь во многом из-за формальной иерархии. Он не плетёт интриг, не думает о смещении Пикарда: но он смело берёт на себя командование каждый раз, когда это нужно. Концепция первого помощника как полевого командира, наконец, достигает для него своего апофеоза.Получает он и личностное развитие. Нам становятся во многом понятны его стремления. В весьма искажённом виде, но всё же. Важная роль в галактической истории, мир во всём мире, почему-то, брак на службе и почему-то не с Деанной, хотя, казалось бы. И капитанское кресло "Энтерпрайз" с Пикардом, ушедшим в адмиралы. Утопия. Понятно, что его желания от этого видения сильно отличаются, но в общую картину его характера они, в целом, встраиваются. Пользуясь случаем, отвешу пинок всем сценаристам того периода за то, что тащат в неканонные утопии персонажей пары, не имеющие с каноном ничего общего. Я о "Поколениях" сейчас, да. Ну а у Райкера появился повод переосмыслить собственные желания. Посмотрим, как он им воспользуется.
Серии, посвящённые персонажу:4х08, "Future Imperfect".
Персонажи иных рас, прописавшиеся в сериале на правах второстепенных персонажей, раскрываются в диаметрально противоположных направлениях. Луаксана Трой, до этого момента вызывавшая у меня лично смешанные чувства, из comic relief превратилась в сильного и интересного персонажа. Она показала свою тягу к борьбе, желание бороться до конца за любимого человека. Оказалось, что она способна быть умной и понимающей, не раздражать, а напротив, подбадривать своим присутствием. Продемонстрировала она и верность идеалам гуманизма в высшей его степени. Это было очень неожиданно и очень приятно.
Чего я не могу сказать о Кью. После серии с его участием я заработал себе нотп в исполнении Кью/Пикард. Абсолютное наплевательство на судьбы экипажа, просто игра с Пикардом, несмотря на декларируемые обязательства перед ним. В лучшем случае, это собственнический эгоизм. В худшем - ну, игра. Я просто не вижу после этого никакого пейринга. Особенно со стороны Пикарда. Но моё мнение - всего лишь моё мнение.
Серии, посвящённые персонажам: 4х20, "Q-pid", 4x22, "Half A Life"
Раз уж речь зашла о Пикарде. Персонаж продолжает раскрываться. Готовьтесь: в нём очень многое поменялось. После истории с Борг - так в особенности. Во-первых, видно, насколько сильно он стал ценить мир людей. И свою команду, и её близких. И, в особенности. свою семью. С которой он разошёлся на фоне того, что являлся уж слишком неконсервативным. Да, любитель старины Жан-Люк Пикард в своё время слишком сильно стремился к звёздам. Это не противоречие. Напротив, этот факт только придал персонажу дополнительной глубины. Становится ещё виднее его отношение к детям - не столько неприятие, сколько полное непонимание. Причина на удивление проста - Пикард в детстве со сверстниками не общался, предпочитая одиночество - или более взрослую компанию. Я поймал себя на мысли, что более чем понимаю его.
Ещё Пикард проявляет себя как дипломат. Здесь у нас возникает целый спектр других проблем, поднятых в сериале.
Во-первых, всё ещё контакт с более примитивными обществами. Надоело? Нет. Потому что в "Следующем поколении" экипаж "Энтерпрайз" не избавляет от ложных богов (хотя и это тоже - частично), а помогает обрести себя. Скрыто, почти без контакта. Но, порой, даже чуть более эффективно. Казалось бы. Но удаётся не всегда. Снова проявляется главная проблема "Следующего поколения". Перед героями ставят слишком сложные задачи, которые не по плечу не то, что им - вообще никому. Они всего лишь пытаются лучше, чем остальные. И при этом ещё и стараются не нарушать Первую Директиву. По мере их сил, разумеется.
Серии, посвящённые проблеме: 4х13, "Devil's Due", 4x15 "The First Contact".
Во-вторых, взаимоотношения с антагонистами по сектору. Давайте хором - КАРДАССИАНЦЫ! КАРДАССИАНЦЫ! КАРДАССИАНЦЫ! Простите, рептилии слишком давно были моей слабостью, чтобы я не проорал с этих. Только, э-э-э, усики у реп... а, ладно, ксенобиология, забудем. Может, они синапсиды, покрывшиеся чешуёй, понятия не имею, как это сработало, но живите с этим. И да, кардассианцы очень хитрые, а ещё у Федерации была с ними война. Хочется, конечно, большего. Потому что клингоне вот, к слову, раскрываются сильнее. Они вообще раскрываются, вот только странно противоречат сами себе - то ромуланцы подлые враги, то друзья, с которыми Империя станет сильной, но это не точно. Видны колебания в обществе между сохранением верности традициям предков и изменениями - в сторону большей воинственности или же, напротив, чрезмерной миролюбивости. Ромуланцы остаются прежними - всё также злобно интригуют где-то на своей территории, начиная активно подрывать союз между клингонами и Федерацией. И да, спасибо субтитрам, что не выдали мне спойлер на таинственную женскую фигуру. Да, я уже знаю, кто она, но давайте сделаем вид, что нет. Отчётливо видно, как ромуланцы умнеют, а их комбинации становятся сложнее серия к серии. И да, очень иронично, что разрушение их звезды предсказал мальчик с комнатой-голопалубой в ТНГ. Может, не так уж он и прост.
Пикард в сериях раскрывается как человек, делающий всё, чтобы Федерация жила в мире. Даже если из-за этого и приходится идти против правды, замалчивая её. Но когда он чувствует, что пришло время сказать истину, его не остановит уже ничего.
Серии, посвящённые проблеме: 4x07, "Reunion", 4х12, "The Wounded", 4x24, "The Mind's Eye"
В-третьих, просто инопланетные расы и аномалии, с которыми корабль, так или иначе, сталкивается. Я очень люблю такие моменты в Треке - чистая исследовательская научная фантастика, которой, к сожалению, очень мало. Но в этом сезоне додали. Здесь и путешествующие по космосу живые сущности, и миры-изоляционисты, всеми силами избегающие контакта, и представители вида, желающие вернуться на родину. Каждый из них необычен и вносит свой, уникальный вклад в развитие мира всей Галактики, а не только и не столько её разумных существ. Что самое главное, их судьба заставляет испытывать эмоции, а ещё через них мы видим, как у того же Пикарда, к примеру, сильна высока любовь ко всему сущему, насколько он верен своей миссии - открывать, а не завоёвывать, новые миры.
Серии, посвящённые проблеме; 4х14, "Clues", 4x16, "Galaxy's Child", 4x17, "Identity Crisis", 4x25, "In Theory".
В-четвёртых, проблемы с Флотом. Да, всё то, что творилось в первом сезоне и задевалось в "Лучшем из двух миров", вернулось. В серии делается отсылка на англоязычную реалию drumhead, которую на русский я перевести затрудняюсь. Наверное, самым близким аналогом будет "тройка". Но, так или иначе, мы вновь видим, что в Звёздном Флоте всё очень не гладко. В организации царит атмосфера нездоровой конкуренции, щедро сдобренная всеобщими подозрениями. Понятия не имею, к чему это приведёт, но уж точно - ни к чему хорошему. Возможно, следует посмотреть "Андромеду".
Серии, посвящённые проблеме:4х21, "Drumhead"
И посередине всего этого находится Пикард - Человек. Со своими слабостями, психологическими травмами, конфликтами из детства. Но преодолевающий всё - благодаря своей верности идеалам гуманизма. Пока что ему это удаётся. Посмотрим, что будет дальше.
Серии, посвящённые персонажу: 4х02, "Family", 4x04, "Suddenly Human".
Ружья, развешенные в прошлом сезоне, начинают стрелять по Ла Форжу. Его главная проблема - социализация. То есть, как же так, спросите вы. У нас для этого есть Дейта, познающий человечество в принципе, есть проникающий в мир взрослых Уэсли - Ла Форж что здесь забыл? Здесь стоит понять его специфику. Он осознаёт не столько мир, не столько себя в нём, сколько своё поведение и взаимодействие с другими частями этого мира. Чаще всего это его любовные интересы. Контраст ожидания и реальности, созданного и настоящего образа здесь очень силён. Интересно наблюдение о том, что мы хотим знать о человеке, а о чём предпочли бы даже не догадываться. Вообще очень тонко прописано поведение между любящим человеком и объектом/эмпат-объектом его любви, между друзьями разных полов. При всей распространённости темы, снято-написано-нарисовано-сочинено о ней очень немного. Неудивительно, что подобным занялся именно Трек.
Серии, посвящённые персонажу: 4х16, "Galaxy's Child".
Ещё один персонаж, пришедший из прошлого сезона - Реджинальд Баркли. В прошлый раз он постигал умение балансировать между реальным и ирреальным мирами. В этот - открывает предел человеческих возможностей и то, что происходит, когда человек вдруг выходит за его пределы. Последствия могут быть самыми разными - желание успеть всегда и везде, комплекс мессианства (в быту: ничего без меня не сможете!), звёздная болезнь. Баркли оказывается под воздействием всех этих факторов. И здесь уже необходима поддержка других, которую и оказывает экипаж.
Серии, посвящённые персонажу: 4х19, "The Nth Degree"
В этом сезоне снова активно берутся за Дейту. И по тому, как именно его раскрывают, становится видно, что персонаж значительно вырос во время третьего сезона. Перед ним становятся совершенно другие проблемы. Ведь он с каждым следующим этапом всё глубже постигает суть людей. Его дуализм становится всё заметнее, он обретает свой собственный путь, который то приближается к людям, то резко расходится с ними. Он достаточно легко постигает суть дружбы, как и потери друга. Любовь, нечто более метафорическое, с трудом поддаётся его пониманию. Он способен на мимикрию, но любить как человек пока ещё не может. Не то, чтобы он не умел любить вообще - просто его любовь другая. А вот прощать он пока что не может вообще. Отсутствие возможности обидеться тут играет свою роль. Оппозиции - они такие. А ещё Дейта учится не подчиняться и даже утаивать что-то, пусть и по приказу капитана. При этом видно, что персонажу очень некомфортно, что эта роль для него новая. И то, что он её, в общем-то, не желает. Но это необходимая часть познания. Дейта проходит её с честью. Более того, он приходит к пониманию скорби и нахождения в семье - своему собственному, но тоже заслуживающему права на существование.
Серии, посвящённые персонажу: 4х03, "Brothers", 4x06, "Legacy", 4x11, "Data's Day", 4x14, "Clues", 4x18, "Identity Crisis", 4x25, "In Theory".
Лучшая серия сезона:
Сценарий: Питер Аллан Филдс
Режиссёр: Лес Ландау
С лучшей серией в сезоне большие проблемы. Потому что всё очень неровно. То провисания посреди отличных серий, то искромётные финалы достаточно посредственных. А то каскад из нескольких очень сильных, выбрать из которых невозможно. Да, я смотрю на тебя, финал первого сезона ТОСа.
Почему "Половина жизни"? Здесь есть неожиданное раскрытие персонажа. Да, про Луаксану Трой уже говорили. Центральный персонаж - её яркая противоположность. Грустный, суровый, отдавший себя лишь своему делу, а не себе. И готовый умереть ради того, чтобы не поднимать революцию. Среди этих двух ярких противоположностей рождается одно из самых интересных романтических взаимодействий в сериале.
В серии есть и напряжение - персонажам сопереживаешь, чувствуешь, что они в опасности, и научно-фантастический сюжет про эксперименты по поиску новой звезды для целой разумной расы.
А ещё она очень хорошо отвечает главному направлению сезона - проблемам гуманизма. Следует ли умирать, пока разум светлый, а жизнь бьёт ключом? Или же бороться до конца, пока есть силы, пока кроме человека никто не способен решить ту или иную проблему? Стоит ли нам заботиться о тех, кто сам уже не в состоянии этого сделать - или же сначала пользоваться плодами их трудов, а затем назначать им время смерти? Ответы в нашем обществе, возможно, очевидны. Но стоит ли за них бороться в другом обществе, ставя себя превыше норм? Трудный вопрос. Герой серии жертвует собой. Но гуманизм требует борьбы. Остальным жителям планеты остаётся только ждать.
Хотя, кто знает, может, для их культуры это и лучший выход. Как для Федерации - оставить эту традицию в покое и не навязывать свою позицию. В конце концов, не является ли принятие различий одним из главных столпов Звёздного Пути?