Как это было?Это было прекрасно. Второй сезон лично мне понравился куда больше первого, хотя, казалось бы, куда уж было лучше. А вот нет - было куда лучше. Если в первом в середине был откровенный спад к уровню "очень хорошо, но,
Хотя, конечно, в бочке мёда всегда есть ложка дегтя. Серия 2х16 - "Игроки Трискелиона" - слабейшая в сезоне, для меня это, к сожалению, объективная истина. Нет, она очень хорошая. Она гораздо выше среднего или нормального уровня среднестатистической серии современности. Но сама - этакая помесь "Арены" и "Клетки"/"Мужчинерии" первого сезона. С одной единственной добавкой - божественная раса тут плохая. Это игроки, требующие хлеба и зрелищ, а их символ - один из группы свастических. Да, я знаю, что на них, вроде бы, не нужно ополчаться, и коловрат-то наш исконно русский немцы поганые извратили, но трискелион теперь для меня всё одно заслуживает красоваться только на тех знамёнах, что сжигали у Мавзолея, или тех, что были в "Методах силы", 2х21. Но и всё, пожалуй. Кроме того, что серия - очередной плюс в копилку капитана Кирка, его блестящего ораторского искусства и умения крутить вокруг пальца все околобожества этой вселенной. И да, благо, что хоть в этом сезоне их поменьше. В прошлом буквально сваливали одного за другим на наши головы, а здесь как-то поумерили пыл. Но у меня всё равно ощущение, что мне что-то пытаются сказать этим и долбят в голову раз за разом. Вот только голова у меня уже болит и понимает что-то не лучше, чем поехавший на все цепи М-5.
Особенно радует, что персонажи стали резко прогрессировать. Здесь и МакКой, с мастерством профессионального психолога раскалывающий Спока в 2х25, "Хлеба и зрелищ!", постоянно ворчащий на нашего полувулканца, но где-то там, в глубине души, очевидно, глубоко ему сочувствующий и понимающий, как тяжело быть разорванным между двумя мирами. Да и потрясение его в 2х20, "Возвращении в завтра", от смерти Спока было, конечно, весьма искренним. Куда же без 2х11, "Несчастливого дитя", - only McCoy can touch me в исполнении инопланетной супруги вождя и 2х01, "Амок", где Боунз спасает жизнь своему капитану и душу - Споку.Сам Спок, из которого явно "делают человека" - но не создатели, а сами Кирк с МакКоем. И как будто мало было нам самого главного его раскрытия - в "Амоке", так нас ещё и продолжают бомбардировать из тяжёлых орудий в дальнейшем. Вот вам серия, где Спок говорит о том, что он бы и не прочь остаться среди очень логичной расы, но на корабле, в царстве нелогичности, он куда нужнее. Вот вам 2х10, "Путешествие к Вавилону", где раскрывается его семейная драма (за слова при разворачивании Амандой фотоальбома Сарека на руках носить, пожалуйста. И за фразу "в ту пору это (жениться) казалось мне вполне логичным" тоже). А вот " 2х23, Совершенный компьютер", где Спок ухитряется не просто восхищаться логикой и быстротой действий компьютера, но и делает два весьма здравых замечания - первое о том, что машинам лучше оставаться слугами, а второе - о том, что корабль держится в особенности на личной преданности капитану, и что Джим-то, выходит, не так уж и заменим. Это было неожиданно, но очень, очень хорошо. Ну и куда без Бенефиса Логики в 2х08 "Я, Мадд": "- Вы мне нравитесь, а вас я ненавижу. - Но мы одно и то же. - В этом и причина". Прекрасно, не так ли? Прекрасно. А ещё прекраснее проскальзывавшие на протяжении всего сезона нотки взаимоотношений между Споком и Чепел. Вот уж чьим отношениям я бы точно сказал - верю. Не жаркие, не горящие пламенем, а спокойные, еле заметные, потуги Кристины завоевать Спока, и - очень сильно порой - понимающие ответы последнего. Ну не случайно же, в конце-то концов, именно Чепел выбрали в качестве носителя разума. И вот оно где, торжество духовной любви - два разума, две души в одном теле, не разъединённые никаким барьером. Вот бы узнать, что там в голове у Кристины творилось в эти несколько десятков минут! А впрочем, зачем узнавать, если можно написать об этом? Да. Действительно. Почему бы и нет? Однако я увлёкся. Вернёмся к персонажам. Последний, чьё раскрытие (и только мимолётно похлопаю по плечу Скотти, который показал, насколько он классный, что даже пришельца из Андромеды споить, но лишился при этом бутылки старейшего своего виски, а также восхищусь Чеховым, который страшно наивен в своей любви к Родине, но который при этом невероятно мил и прямо-таки вызывает гордость за свою страну: не перевелись в Матушке ещё былинные богатыри!) действительно стоит обговорить, это капитан Кирк. Капитан Джеймс Тиберий Кирк. Именно так. Вот он, идеал человека будущего. Настоящий идеал. Он, конечно, не лишён недостатков - и лучшей иллюстрацией тому будет 2х13, "Одержимость", где капитан из-за излишней самокритичности едва корабль не губит. Но мы не требуем от него сверхчеловечности. Мы требуем от него воплощения Человека, противостоящего силам, которые гораздо могущественнее его, но всё равно выходящего из схваток с ними победителями. Он, так же, как и Чехов, приверженец идеалов своей страны (привет, 2х23, "Вечная слава") и своей цивилизации. Он дипломат высокого класса (2х10). Он солдат, не жалеющий себя (2х06, "Машина Судного дня"). Он змей в райском саду, он искуситель (2х05, "Яблоко", 2х22, "Как розу ты не назови"), но вместе с тем - он и спаситель, защитник (2х19, "Маленькая личная война"). Он отличный капитан, который, вне всяких сомнений, связан со своими подчинёнными лично. Он заботливый друг, который не даст пропасть своему товарищу (2х10, "Путешествие к Вавилону"). Он борец за человечество и человечность. Он актёр, способный прекрасно вписаться в практически любое окружение, не выдав себя ничем, принять правила чуждой ему игры, если того требует жизнь экипажа или судьба мироздания (2х04, "Зеркало, зеркало", 2х17, "Доля в деле"). Я не буду уж говорить о его блестящих речах, которыми он не раз спасал жизнь себе и всему экипажу - они практически в каждой серии встречаются. Одна только перегрузка враждебного зонда в 2х03, "Подменыш", чего стоит. Но самое главное - это его улыбка. Светлая улыбка, смотрящая в неведомое с каким-то совершенным ребячеством, вселяющая дух первооткрывательства. Вот он, настоящий исследователь. Вот он, Колумб 23 века. Вот такой он, Джеймс Тиберий Кирк.
На каждой серии я остановиться не могу, иначе здесь будет макси-фанфик. Если уж я даже "Игроков Трискелиона" так расписал, что уж будет в остальных. Составлять топ серий тоже не буду. Иначе мой мозг перегрузится, как у Нормана в "Я, Мадд". Нетушки. Я просто скажу, что все они прекрасны, все они внесли большой вклад во вселенную Звёздного Пути - начиная от не совсем лицеприятного раскрытия вулканской расы в "Амоке" и знаковой параллельной вселенной в "Зеркале..." до дальнейшего развития отношений Федерации и Клингонской Империи. Но лучшей из них является только одна. Является она ей лично для меня. Это субъективщина и вкусовщина, уж простите. Но это моё мнение, и не высказать его я не могу.
Лучшая серия: 2х02, "Кто плачет по Аполлону?". Сценарий: Гилберт Ральстон, Джин Куун. Режиссёр: Марк Дэниэлс.
Ф. Ницше, "Так говорил Заратустра"
- Нам не нужны боги. Нам достаточно одного.
//
- Разве мы не могли собрать ему пару лавровых листьев?
Д. Кирк, "Кто плачет по Аполлону?"
Да, тема столкновения божества и человека затрагивается многими сериями "Звёздного пути". И победа человека в этом столкновении всегда казалась вполне закономерной, естественной - до этой серии. До того, как герои угодили в лапы Аполлону. Не жалкому подобию, а самому настоящему Аполлону. Что ему от них нужно? Стать пастухами стад в изобильных долинах планеты, с которой некогда боги попали на старушку-Землю, и молиться ему, как молились его предки. Он хочет подчинить их себе, возвыситься над ним. Но он опоздал. Они переросли его. Он для них языческое божество, что давным-давно отжило свой век. Девушка из экипажа, что любила его, сказала, что он для неё лишь объект для исследования, не более того. "Энтерпрайз" атакует его источник сил, и, лишённый поклонения, Аполлон проигрывает битву с фазерами и умирает. Корабль же продолжает исследование. Всё хорошо? А вот чёрта с два здесь всё хорошо.
Не случайно я вынес в эпиграф фразу капитана Кирка. Ибо она и посеяла в моей зрительской душе сомнения. Автор не провозглашает в этой серии торжество разума. Отнюдь. Наоборот, это жесточайшая критика культа Разума и "оголтелого сциентизма" как типа мировоззрения. Потому что это божество взрастило цивилизацию, дало ей невероятное количество культурных и технических достижений. А что сделала цивилизация? Забыла о нём, а в конце концов, де-факто, убила. Отплатила чёрной неблагодарностью за все благие дела. И Кирк не зря задаётся вопросом - а может, нужно было по-другому? А достойно ли повели они себя, люди двадцать третьего века? Тема этой серии - не столкновение человека и божества, а благодарность человека, который дошёл до уровня божества, другому божеству. Ведь Аполлон - это вам не сверхразвитая цивилизация Асгарда, учёных которой принимали некогда за магов и богов древние люди вселенной Мурвел Коумикс. Это настоящее божество, обладающее органом, связывающим его и верующих, зависящее от верующих в него. И умирая, оно плачет, ибо оно зря положилось на тех, кому когда-то помогло. Оно развеивается по ветру, улетая в Космос, не оставляя после себя ничего, кроме смятения в душах тех, кто убил его. А ещё - служит доказательством тому, что в мире науки ещё осталось место чему-то чрезвычайно могущественному и мифическому. Что-то первородное. Что-то иррациональное. Как бы нам порой не хотелось обратного. Показывает это и иная фраза капитана Кирка, также вынесенная в эпиграф, стоящая в нём первой. В мире науки, в мире цивилизации, чьи корабли рассекают вдоль всей Галактики, ещё осталось место агностицизму или даже монотеистической религии. Ещё один крайне интересный факт. Не надо говорить, что середина двадцатого века. В Союзе научный атеизм уже сорок лет цветёт и пахнет, а также рушит храмы, "Так говорил Заратустра" празднует столетний юбилей, а ярый вольтерьянец Костомаров-старший лежит в могиле и того дольше. Создатели намеренно оставили место и божествам, и архибожествам.
Да, серия, быть может, драматически построена не шедеврально, не дала большой толчок развитию Вселенной, не толкнула персонажей в развитии на световые столетия вперёд, но она заставила меня думать. Она дала очень противоречивую, очень неправильную - в хорошем смысле этого слова - концовку. Она дала поразмышлять и героям в том числе, она показала, что они не идеалы, что они тоже ошибаются. Она подняла очень редкую, но очень острую тему. Ибо божество плакало, и равные ему люди плакали по нему. Век политеизма кончился на трагической и страшной ноте. Единственное, что здесь утешит, - так это то, что люди это осознали и, возможно, учли свою ошибку. Может, история хоть чему-то их научит.
Отлично. Прекрасно. Спасибо за эту серию всем причастным к ней.
А наша пятилетняя экспедиция продолжается, и мы медленно приближаемся к третьему сезону. Посмотрим, что он преподнесёт нам, помимо "Ибо мир полый и я коснулся неба".
@музыка: Врагу не сдаётся наш гордый Варяг
@темы: Сериальное, Космос, последний рубеж, неоригинальный тег, I am the God-Mighty and I know it, Колесо обозрения
Насчет Аполлона: думаю, тебе будет интересно посмотреть 3.10, "Пасынков Платона". Только смотри экран со злости не разбей – я вот пытался
Нет, как ты все-таки здорово пишешь и вдумчиво смотришь. Прекрасно просто
Спасибо На самом деле, меня слегка удивляет то, что я ухитряюсь ловить смысл. Обычно у меня при просмотре/прочтении чего-то глубокого это не работает совершенно. Так что здесь благодарность сериалу и его создателям за то, что ухитряются донести все эти вещи даже до меня %)
думаю, тебе будет интересно посмотреть 3.10, "Пасынков Платона"
О. Это будет очень скоро, похоже, и благодарю за наводку. Ещё одна серия, на которую я буду смотреть как можно более пристально)
Только смотри экран со злости не разбей – я вот пытался
Оу. А я могу ведь х) Хорошо, что смотрю ночью и в относительной дали от ноута. А то ведь бедняга и вправду пострадать может
Несюжетный спойлер
А, да. Это неприятно. Вспоминая, как "весело" мне было, когда Спок ходил по "Энтерпрайз" и не знал, куда от родителей деться... Что-то, чувствую я, меня тоже бомбанёт, и тоже нехило. А ведь там была всего лишь неловкость, а не спойлер . Ээх. Но посмотрим, поживём - увидим))
It`s okay *пошёл запасаться пакетами*