спойлер: фильм не плохой. Я даже не шучу, блин
(...)
Самой же мерзкой по своей исключительной тупизне стала смерть иконы "Стар Трека" - прославленного капитана Джеймса Т. Кирка.
(...)
На деле ... получился только великий пшик.
- Красный Циник, ""Стар Трек". Восемь вещей, которые раздражают "Красного Циника""
Хотел бы я шутить, но шутить, в общем-то, тут не о чем. После просмотра у меня не было ровно никаких эмоций. Если после "В поисках Спока" я был, конечно, не в бешенстве, но достаточно зол, то здесь в конце у меня было выражение лица в духе: "Ну а что дальше-то, господа и дамы?". А дальше ничего. Ни вдохновенных речей, ни душераздирающего прощального монолога, ни достойной финальной фразы, ничего вообще. И как реагировать на это? Я не знаю. Как можно бездарно показать смерть Кирка, Джеймса, чтоб его, Т. Кирка!, да ещё настолько бездарно, что она не затронет ничьих эмоций вообще, а эмоциональным финалом после этого покажется смерть совершенно случайных персонажей, которых в глаза я никогда не видел, или же и вовсе мнимая смерть капитана на первых пяти минутах? Понятия не имею, но им это удалось. Это какой-то апогей сценарной идиотии. Кирк - фигура, в рамках Звёздного Пути, по-настоящему библейского масштаба, богоборец и искуситель, который заслуживает в качестве смерти как минимум столкновение с Заратустрой в борьбе за будущее человечества. Он легендарный персонаж, которого слили легендарно тупо, в битве со злодеем среднестатистических масштабов. По сути, это была Пиррова победа для двух легендарных капитанов - Кирка и Пикарда, двух величайших умов, которые вдвоём не смогли справиться с угрозой, подобных которой предотвращали целыми пачками во время своих путешествий. Так что Джеймс здесь не единственный пострадавший. Но - главный. Потому что даже в самом фильме была возможность вернуть его. Но у создателей то ли бюджет закончился, то ли хронометраж, то ли лень было. Я не знаю, что с ними не так. Но конкретно этот финал просто уморопмрачительно бездарен, а я начинаю повторяться. Поэтому давайте посмотрим на те стороны фильма, которые хоть как-то поддаются логическому и не очень анализу без скатывания в сплошные эмоции. Серьёзно, я нахожу затруднительным сейчас проявлять здравость рассудка. Касаемо данного эпизода - так уж точно.
Коли уж мы заговорили о Кирке, пару слов скажу о старой команде. Лебединая песнь их уже давным-давно спета, шестой фильм остался за горизонтом, и здесь они герои сугубо эпизодические. Де-факто, всё их участие сводится к Скотти и Чехову. Кирк напророчил сам себе, что умрёт один. Даже NCC-1701-A, к которой мы привыкли (нет) за два предыдущих фильма, здесь не появляется. Появляется NCC-1701-B, с новым капитаном, который, почему-то, слишком Джозеф Гордон-Левитт: даже его роль сводится к тому же, что у Левитта в DKR - всё осознанное экранное время бегать за главным героем и что-то делать, в итоге стать его правопреемником, на которого все забьют, потому что релаунчребутыребутыребутыбольшеребутовбольшебольшебольшесникт, гхм. И у него даже были перспективы мне понравиться. Молодой, неопытный, порой здравомыслящий. Другое дело, что Кирк и Скотти нагло украли всё зрительское внимание последним и очень печальным аккордом первого поколения и окончательно уступили место поколению даже не Харримана, а Пикарда. Потому что судьбы поколения Харримана и тех остатков легендарной Dream Team Enterprise, что ещё остались служить на флоте, нам уже навеки не известны. Мы вынуждены перенестись на восемьдесят лет вперёд.
Сюжет фильма разворачивается во времена уже "Следующего поколения". Спасённый "Энтерпрайз-Б" учёный Сорон жаждет вновь призвать неведомое космическое гиперпространство Nexus, дабы обрести в нём вечную и счастливую жизнь. На кону этого возвращения - жизнь целой солнечной системы, сотни миллионов гуманоидов. Новый "Энтерпрайз", "Энтерпрайз" Пикарда (я, ей-ей, не уверен, какой это конкретно из них по букве - слепой был, простите), пытается ему помешать, а перехватывать его пытается клингонская хищная птица, здорово модернизированная, судя по всему. У неё не получается - корабль просто уничтожают, но и сама "Энтерпрайз" терпит крушение на планете. В этот же момент Жан-Люк успешно проваливает свою первую попытку остановить Сорона. Исход немного предсказуем. Пикард в Нексусе, с семьёй и детьми, с племянником, но при этом недоволен. Не хочется счастья для самого себя, пока двести миллионов людей в форме пыли дрейфуют по космосу. Благо, что из Нексуса можно попасть куда угодно, в том числе в прошлое. Вот только один Пикард вряд ли сможет, даже попав в нужную точку времени-пространства, одолеть Сорона. Ему будет нужна помощь, которой любезно оказывается капитан Кирк, поглощённый Нексусом восемьдесят лет тому назад, живущий мирной, но чрезвычайно одинокой и, возможно, скучной жизнью. С боем Жан-Люк уговаривает Джеймса присоединиться к нему, после чего происходит финальная схватка, оканчивающаяся блеклым "That was fun" и смертью Кирка от падения с моста, а также зрителем, пробивающим себе лоб от нелепости происходящего и полного к сему безразличия. Fin., как говорится. Для чего всё это было? Ну, здесь должна быть мораль про важность реального, а не ирреального, каким бы реальным оно не казалось. Вот только куда логичнее было бы отправить Кирка обратно в Нексус, а Пикарду остаться в живых, продолжив линию преемственности ухода в иллюзорный мир, начатую в "Menagerie". Но они об этом даже не попытались вспомнить. Ох уж эта чёрно-белая мораль.
Единственное, что хоть как-то вытягивает этот фильм из бездны полного эмоционального и сюжетного дна, так это новая команда. Жан-Люк Пикард, её капитан, выглядит относительно достойным преемником Кирка. Если бы их обоих не слили в утиль в угоду сценарию ещё. А так - драма есть (There will be no more Picards - после смерти брата и племянника), пунктик какой-то есть (родословная), он вполне себе лидер, дипломат и командир. Всё хорошо. Жду The Next Generation для подробного знакомства с персонажем. Огромное время на раскрытие уделено андроиду Дейте - он обретает эмоции и учится жить с ними, а также его дружбе с Ла Форджем, человеком с визором на глазах, очевидно, имеющем какую-то специфическую задачу, о которой мне придётся узнавать в оригинальном сериале. Порадовал клингон Ворф - фактом своего появления. Эпизодическое камео наличествует у доктора Беверли Крашер. Но всё же главное внимание в фильме уделено Пикарду, а все остальные персонажи TNG уже были раскрыты в сериале и, как следствие, на раскрытие в фильме все благополучно забили. Да, пара пар(простите за тавтологию) интересных там наличествует, но, по большей части, полнометражка ставила перед собой вполне очевидную цель: столкнуть Кирка и Пикарда, которую с успехом провалила. Всех остальных и вовсе слегка подслили. Кроме Дейты - он на правах третьего главного героя, его сюжетная линия, как по мне, очень и очень важна. Но на этом и всё. Ах да, Ворфу дают лейтенант-коммандера. И здесь уж точно всё.
Я не буду останавливаться на технических моментах: они вполне нормальные, никаких претензий здесь ни к саундтреку, ни к графике, ни к дизайну, в общем-то, нет. Но не более того. В общем и целом, благодаря запоротому финалу (дали бы Скотти прощальную речь, или Пикарду, ей-ей), плохо раскрытым персонажам, кроме двух с половиной, убогому, плоскому, чёрно-белому сюжету и лишь относительно вменяемой технической части, я не могу поставить этому ничего хорошего.
4/10 (ниже среднего)
@музыка: Benjamin Bartlett - Walking with Dinosaurs;
@темы: Дейта, Ворф, Павел Чехов, Беверли Крашер, Космос, последний рубеж, неоригинальный тег, Нытьё-вытьё человека-баттхёрта, Джеймс Т. Кирк. Капитан Джеймс Т. Кирк, n-n-f-n-f-ct-n, капитан Жан-Люк Пикард, Ла Фордж, Монтгомери Скотт (Скотти), Сюжетный спойлер, Фильмовое, Колесо обозрения, Спойлер