Я до сих пор не понял, как на него реагироватьПо эмоциональности это, пожалуй, самый выдающийся из всех сезонов Звёздного Пути, который я пока видел. Но вот проблема в том, что гамма эмоций, которую я испытывал, очень уж широка. От любви - до страха за героев, до ненависти к персонажам. И в этом плане олицетворением этого сезона является его финал (2х22, "Shades of Gray"). Единственная серия, в которой в полной мере реализуется сугубо исследовательская концепция вселенной: столкновения с неразумной, необычной, но при этом опасной фауной или флорой. И вместе с тем это character study Уильяма Райкера. Большая часть серии - фрагменты из предыдущих
Что является причиной подобной реакции? Ну, прежде всего, главная проблема трёх четвертей сезона - машина как разумное существо. Это уже не искусственный интеллект оригинальных серий. Это искусственный разум, его право на существование, его формы. Представлена эта проблематика в трёх главных ответвлениях.
Во-первых, это спрограммированное компьютером существо, случайно обретшее разум, но запертое на грани ирреальности - в голопалубе. Профессор Мориарти, изначально - злой гений серии 2х03, "Elementary, Dear Data", а затем - несчастный человек, изменившийся в лучшую сторону, но неспособный выйти за пределы своего места создания - голопалубы. До той поры, пока люди не смогут извлечь его оттуда, пока технический прогресс не дойдёт до этого. И есть у меня опасения, что это уникальное существо погибло, когда "Энтерпрайз-Д" разбился в седьмой полнометражке. Вот это будет очень скверно.
Во-вторых, это Борг(2х16, "Q Who?"). Здесь следует принести извинения Ромуланской Империи - я честно думал, что акт дезинтеграции и их форпостов, и форпостов Федерации, был их рук делом. А вот нет. Оказалось - за это ответственна сила в разы более могущественная, чем они. Огромный корабль - дом гуманоидной расы, которая улучшает себя практически с рождения при помощи технологии, ассимилируя при этом всю технологию на своём пути. Последствия для разумных существ очевидны. А ещё мне это очень напомнило термитники Серрадо - уж очень похоже они заделывают дыры. И коллективный разум. У них там главной особи-матки не наблюдается, часом? И да, вы правы - это чёртовы гигантские термиты-киборги, победить которых не в силах даже "Энтерпрайз". Когда я это написал, понял, что это пугает даже больше, чем в фильме. Причину изволите? Ну, э-э, гляньте сначала Walking with Beasts, 1x01 "New Dawn", а потом возвращайтесь сюда. Благо, наши герои выкрутились. С чьей помощью? Кью, который всё это и устроил, зашвырнув их в Дельта-квадрант, а потом вытащил, как только услышал от Пикарда, что нужен им. Но, чуется мне, это далеко не последнее столкновение с этими существами.
Во всяком случае, уж лучше они, чем то, о чём говорилось первые две трети сезона, все серии, с первой по пятнадцатую с редким перерывом. Дейта. Робот? Человек? Ни то, ни другое. Андроид. Да, он машина, созданная руками человека, - он сам это признаёт. Но вместе с тем это определённо sentient being, не тварь дрожащая. Он обладает самосознанием. Он чувствует, пусть и та же Деанна не ощущает этих чувств. И в этом очень большая проблема. Он снабжён не всем спектром эмоций. И это достоинство из прошлого сезона здесь превращается в самую настоящую беду. Да, он не способен обижаться или злиться - но из-за этого он не может и ответить на оскорбление своей чести и достоинства. Он безответен - и, следовательно, беззащитен как от словесных нападок, так и всепожирающей бюрократической системы. Он способен на любовь, способен на горе, ощущение пустоты от потери любимого человека, дружбу и привязанность. Но при этом так и не может понять, что такое юмор, смех. И вся его линия из-за этого превращается в одну большую грустную ноту. При этом он лишён идеальных рефлексов компьютера (2х21, "The Peak Performance"), и вполне способен проиграть в состязаниях на скорость реакции разумному немеханическому существу. Да, человечен. Но вряд ли ему легче от этого. И всё же он демонстрирует эту свою прекрасную природу - до последнего не раскрывая их с Ташей тайну, шёпотом говоря о том, что их связывало, ставя под сомнение Первую Директиву(2х15, "Pen Pals"), прощая Райкера. И всякий раз убеждает зрителя в правильности посмертных слов Таши. Он не человек - но он определённо беспредельно человечен. И окончательно это разрешается в двенадцатой серии сезона, о которой сейчас и стоит повести речь.
Лучшая серия сезона: 2x09, "The Measure of a Man". Сценарий: Мелинда Снодграсс. Режиссёр: Роберт Ширер.
(Все рассматривают [эпизод], как историю Дейты, но, на самом деле, это история о Пикарде. Дейта - катализатор, но акцент сделан исключительно на Пикарде)
Мелинда Снодграсс, автор сценария серии
Пуласки хоть здесь не показали в её обычной манере.
Да, настало время поговорить об одном из новых персонажей. Вкратце - с этого времени у Трека начали появляться очень серьёзные проблемы с актёрами. Они стали быстро уходить в другие проекты или просто конфликтовать с продюсерами, из-за чего, вполне логично, проблемы начали образовываться уже у персонажей. Смерть Таши Яр, редкие появления Уэсли Крашера. Ну и вишенка на торте - второй сезон. ТНГ стал единственным сериалом с двумя руководителями медицинской службы на корабле. С Макфэдден поссорился со-исполнительный продюсер Морис Хёрли, и её после этого уволили эта должность проклята. На моё счастье, Хёрли самого уволили после второго сезона, и Макфэдден вернулась в каст. Потому что альтернативу её персонажу подобрали, мягко скажем, не самую лучшую. То, что актриса подошла под типаж и хорошо отыграла роль, ситуацию только усугубило.
Что же такого в докторе Пуласки? На первый взгляд - ничего сверхъестественного. Она профессионал. Она иногда интересно раскрывается как персонаж - в том же взаимодействии с Мориарти в 2х03. И в её внешности, и в её поведении всегда есть что-то от Маккоя. Её и называют часто его женской версией. Вот только эта версия, как мне кажется, не совсем удалась. Прежде всего, это очень сильное повторение. А для Трека, одной из тех франшиз, которые задают тон в НФ, а не следуют ему, подобное недопустимо. А во-вторых, у неё есть единственная отличительная черта, и эта отличительная черта - технофобия. Причём ладно бы обычная - на это я бы посмотрел. Но здесь у неё одно конкретное направление - Дейта. Пуласки почти ни разу за весь сезон так и не признаёт, что тот может быть хоть сколько бы то ни было человечен. Причём непризнание это идёт в агрессивной, почти издевательской форме. Из серии в серию. Сама же Пуласки словно вообще не может понять, что происходит. И это, на самом деле, очень большой минус. Конечно, на корабле в качестве психолога по совместительству у вас Трой. Но та же Беверли в похожих моментах вела бы себя совершенно иначе. Там, где Пуласки молчала или просто не появлялась, у Беверли нашлось бы несколько реплик. Поразительно, но её образ, внешне и манерами совершенно отличающийся от Маккоя, попадает в самую его суть. Сверхгуманизма и абсолюта человечности. Пуласки же, кроме как едкими репликами в адрес инопланетных форм жизни, ничем напомнить Боунза не может. И даже здесь проигрывает. Потому что Спок и Маккой находились на равных позициях в споре о разуме и чувствах. Здесь же у нас однонаправленный поток оскорблений. Какое это впечатление производит? Отрицательное, мягко скажем.
При этом Пуласки далеко не одинока в своих мыслях. "Мера человека" вводит эпизодического персонажа по имени Мэддокс - члена кибернетической службы Звёздного Флота, твёрдо убеждённого в том, что Дейта принадлежит Звёздному Флоту, не имеет возможности уволиться, да и вообще, давайте-ка мы сделаем целую расу Дейт для того, чтобы поставить их на галеры, ой, простите, на службу Флоту.
Конфликт очевиден. Дейта не хочет проходить через изучение и клонирование. Но из-за неопределённого юридического статуса андроидов Сунг-типа не может сразу отказаться. Возникает прецедент, и требуется создание нового закона. Для этого Пикард привлекает свою давнюю знакомую (поверьте, у него их много; и к середине третьего сезона вы даже начнёте сами понимать, почему), капитана Филиппу Лувуа. Та инициирует некое подобие законодательного трибунала, цель которого - собственно, определить, тварь ли Дейта дрожащая, или право имеет (который раз я за эти обзоры употребляю это выражение?). Но Лувуа заинтересована в максимальной объективности будущего закона.
И потому обвинителем, противником, называйте это как угодно, в этом процессе выступает Уильям Райкер. Выступает с условием: если в его обвинении будет хоть толика фальши или жалости, то процесс будет прерван, а закон принят не в пользу Дейты. Райкеру в этом сезоне и без того пришлось не сладко. Наряду с Дейтой, он тут одна из центральных фигур. Опустим то веселье, постоянной участницей которого является Трой. Да, я тут пну сценаристов ТНГ, потому что в ситуации нехватки сценариев они просто прописывают Деанне то давнего знакомого (и Райкер, как хороший человек и достойный офицер, конечно же будет ревновать!), то беременность (Читайте Avengers v.1 #200). Но у Райкера и без того забот хватает. Постоянно приходится следить за капитаном, причём это действительно забота и тревога (не в последнюю очередь, поначалу, продиктованные карьерными соображениями). Мне очень симпатичен такой образ, честно. Но Пикард, не покидающий корабля, далеко не главная проблема для Райкера. Его в этом сезоне отправляли на корабль к клингонам - и он с честью вышел из этого испытания, сумев доказать умение приспосабливаться к любой обстановке; но в той же серии ( 2х08, "The Matter of Honor") он демонстрирует умение хранить преданность своему кораблю и своему капитану, умение ставить её выше собственных интересов или интересов других союзников. При этом он ещё и сталкивается со своим отцом (2х14, "Icarus Factor"). В итоге обнажается целый поток проблем. Ранняя смерть матери; отец, побеждавший, как выяснилось, запрещёнными приёмами, тем самым, видимо, привязывая к себе сына (what) и чрезмерно его опекая. Только для того, чтобы надолго от него отдалиться. Долгий конфликт разрешается в драке (24й век на дворе, господа). Но подано красиво, не подкопаешься.
А ещё Райкер - преданный друг, который делает всё, чтобы помочь товарищу. Даже если это включает в себя публичную экзекуцию. Даже если потом совесть буквально раздавит. И искусный оратор, буквально на корню разбивающий в своей речи все аргументы в пользу того, что Дейта - не машина, а разумное существо. Только для того, чтобы дать шанс доказать обратное. Такова мера Уильяма Райкера как человека.
А мы вместе с капитаном Пикардом подходим к Ten Forward и его хозяйке, Гайнан. Гайнан - ещё одна представительница рас, опережающих человечество в развитии на века, тысячелетия или даже миллионы лет. Но, в отличие от большинства своих предшественников, она не наделена каким-то огромным количеством сверхспособностей. И, что особенно важно, высокомерием. Гайнан живёт рядом с человечеством, прекрасно его понимает и всегда готова помочь людям советом в их испытаниях. Она не устраивает их, как Путешественники или тот же Кью. Она защищает человечество и пытается показать правильную дорогу - по мере своих возможностей. Понять роль её личного протектората над "Энтерпрайз", вместе с тем, трудно. Вроде бы, силы её не превышают силы обычного человека. Но Кью - эта могущественная сущность, свободно путешествующая по вселенным, - её боится и неоднократно предупреждает Пикарда о её опасности. Что их столкнуло прежде - пока остаётся тайной, которую только предстоит разгадать.
Гайнан, как и Пуласки, была введена в этом сезоне, но лично мне пришлась по нраву куда больше. Хотя бы потому, что её появления не состоят на пятьдесят процентото в из технофобских реплик. Более того - именно в "Мере человека" она играет почти ключевую роль. Её монолог, сравнивающий то, что хочет сделать Мэддокс, с порабощением чернокожего населения в Америке, наверное, пока что один из самых сильных в сериале. Фраза про "подмену рабства более удобным "собственность"" - это невероятно точное сравнение, и за одно это серия уже заслуживает своего места в ряду лучших в сериале.
Пикард, вооружившись этим знанием и этой аллегорией, идёт на трибунал и отстаивает право Дейты на разумность. В этой серии проявляется и его сущность. Он прекрасный тактик и стратег (но об этом как-нибудь в следующий раз). Он прекрасный оратор, с настоящим даром убеждать и чёткой позицией, что делает его прекрасным политиком. Он верен Федерации и её принципам. Он безоговорочно соблюдает Первую Директиву, и вновь - даже если это идёт в ущерб ему или экипажу. При этом, несмотря на всю свою жёсткость, он старается уделить внимание каждому из членов команды. Во всяком случае, высшего командующего состава. В особенности это касается Дейты. Пикард в своих диалогах с ним, в финальном монологе "Меры человека", постоянно продавливает одну мысль. Любая разумная жизнь, испытывающая эмоции или нет, заслуживает права на существование и понимание. Пикард понемногу превращается из командира, строго следящего за уставом на корабле, в командующего, трезво взвешивающего обстановку и принимающего единственное правильное решение, в человека будущего, гуманиста двадцать четвёртого века такого, каким он и должен быть.
И, вместе с тем, он не закостенелый вояка. Ему тяжело принимать жестокие, но верные в конкретной ситуации, решения. Иногда он вынужден нарушать Первую Директиву против своей воли, когда это становится единственным выходом из ситуации. При этом он до последнего ищет хоть какие-то альтернативы, а не хватается за первую же возможность нарушить Директиву, когда это входит в его личные интересы. Он постоянно сомневается, мечется, и при этом действительно работает со своей командой. А ещё, как ни парадоксально, его решения во многих случаях продиктованы эмоциями, а лишь затем подкрепляются холодным разумом. Иногда он долго не знает, что нужно делать, только лишь в каком направлении нужно двигаться. Вот вам для примера "Мера человека", где он просто изучает всё, связанное с Дейтой, потом говорит с Гайнан, и, лишь собрав все доказательства, проводит убедительную линию защиты.
Он выигрывает процесс, отстаивая право Дейты на разумность и самостоятельность решений. При этом здесь же зрителя окончательно ставят в тупик. Дейта не испытывает эмоций - мы помним фразу Трой, не способную его почувствовать. С другой стороны, у нас превосходная эмуляция поведения человека. С выбором книг, с наградами, которыми Дейта дорожил. С, простишакари, голографическим изображением Таши Яр, с которой он, по его же словам, был близок. Эмуляция ли это? Вряд ли. И при этом эмоций у него тоже нет. Отлично. Я так и не понял.
По итогам серии: Мэддокс с позором выставлен, Лувуа принимает свой закон, Райкер успокоился, Пикард отстоял своего подчинённого, Пуласки, слава Ша Ка Ри, хоть здесь не бесила, мне сделали больно очередной пляской на костях ОТП и, заодно, на вполне живом Дейте, а сам Дейта понемногу начинает своё превращение в нечто совершенно иное. Интересный сценарий, конфликт внутри каждого из персонажей серии, философская проблематика, действительно представляющий трудности злодей, делают её лучшей во втором сезоне.
Таков он, второй сезон "Следующего поколения". Хороший ли он? Да. Лучше ли он первого? Возможно. Но смотреть на это у меня просто нет сил. Ша Ка Ри душу мать, сценаристы, давайте мы чуть уберём акцент с Дейты, а? И да. Чуть не забыл.
Беверли, вернись поскорее. Уэсли, конечно, взрослый мальчик и сам о себе может позаботиться (д... да?). Но хоть ради моих нервов. Пожалуйста.
@темы: ST: TNG, Сериальное, "Энтерпрайз", Космос, последний рубеж, неоригинальный тег, n-n-f-n-f-ct-n, Сюжетный спойлер, Капитан Жан-Люк Пикард, Самое милое лицо на "Энтерпрайз", Самый человечный из нас, Что-то прогнило в Датском королевстве..., Колесо обозрения