Сценарий: Роберт Д. Мур
Режиссёр: Клифф Боул
Я тожеЭто хорошая серия. В целом, построена она очень неплохо. Нет сильного эмоционального надрыва, который был в "Лучшем из двух миров", но сказать, что она провисает, я тоже не могу. Отдельно хочется похвалить клиффхэнгер. Спойлер его лично мне слегка подпортил впечатление (но тут уж сам виноват), но это действительно был очень мощный момент. Конечно, потом его немного обесценили тем, кто именно перед нами оказался, но это не так страшно. Потому что у Селы одно из лучших вступлений персонажа, которые я видел. Особенно учитывая то, что на его момент мы не знаем, кто именно перед нами.
В серии хочется отметить два главных момента - проблематику и персонажей, которые здесь неразрывно связаны.
С одной стороны, прежде всего это история Ворфа. Он солдат гражданской войны, думающий лишь о благе для собственной страны и искренне верящий в то, что путь, который поддерживает он, правильный. И он, не росший здесь, с трудом понимает, как можно (относительно) мирно пить и драться с соперником, которого на следующий день убивать в бою. И здесь его постигает полное разочарование - он полностью чужой для этого общества, для ценностей. за которые воевал.
Но ещё Ворф - офицер Звёздного Флота, оказавшийся перед выбором между службой дому и долгом родине. Он делает свой выбор в пользу родины. Возможно, правильно. Ведь, в конечном итоге. дом его принимает и после, когда он осознаёт свою принадлежность.
С другой стороны, есть Пикард. Четвёртый сезон вообще стоит отметить как сезон развития динамики его отношений со всеми персонажами - кроме, в меньшей степени, Дейты, но этих взаимодействий мне хватило в двух предыдущих. Во взаимоотношениях с Ворфом Пикард раскрывается не как фигура отцовская или наставническая, сколько как своего рода старший брат. Он понимает Ворфа, принимает традиции его общества и прощает многое - вплоть до ухода с Флота. Особо отмечу церемонию прощания, которую Пикард устроил. Это очень впечатляюще и хорошо иллюстрирует взаимоотношения как между капитаном и подчинённым, так и внутри всего экипажа.
При этом видно, как Пикард стремится бороться с несправедливостью везде. Но он ограничен Директивами Звёздного Флота (при просмотре обратите внимание, как фраза про то, что гражданская война среди клингонов - их внутреннее дело, звучит рефреном по сериям. Сначала её произносит Пикард, а потом - Пикарду), пусть и прикладывает все усилия, чтобы их обойти там, где считает нужным. Он чувствует разницу между слепым исполнением приказов и разумным следованием. И в этом он весьма талантливый стратег.
Наконец, Дейта. Самое неожиданное раскрытие персонажа. Годы эволюции и саморазвития привели его к способности командовать и принимать нестандартные решения. Он полностью разрушает стереотип о собственной способности исполнять, но не командовать. Более того - командует он жёстко, требуя субординации, при этом демонстрируя эффективность. Создаётся ощущение, что его даже начинает задевать, когда кто-то считает, что он не способен к состраданию. Это первые шаги к обретению полного спектра эмоций. Шаги, на которые я не рассчитывал: думал, что Дейта потерпит неудачу в качестве командира, или, в лучшем случае, создаст тандем. Но здесь создатели били по расовым стереотипам (это проговаривается чуть ли не прямым текстам). А для Дейты это слишком долгая история. И сценарист ей воспользовался.
А ещё - очень символично, что именно манёвр Дейты разрушает план дочери Таши Яр из альтернативной вселенной. Жаль, что взаимодействия нам, скорее всего, не додадут.
По итогам - в серии напряжённый сюжет, неожиданно проявляют себя персонажи, а ещё она важна для лора. Здесь и новый антагонист, Села, и важные изменения в политической обстановке (инаугурация Гаурона), и задел для будущих столкновений. Посмотрим, во что это превратится. Пока что - очень хорошо.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/8/3/1983388/82108279.png)
@темы: ST: TNG, Сериальное, Космос, последний рубеж, неоригинальный тег, n-n-f-n-f-ct-n, Wорф, Капитан Жан-Люк Пикард, Самый человечный из нас, Актриса не вовремя ушла, Колесо обозрения