НепонятноКаждый сезон "Следующего поколения" - это, на самом деле, одна большая загадка. Каждый раз, когда я начинаю писать, я останавливаюсь на одной-единственной мысли: а что именно? И как именно? Пятый сезон исключением не стал. Откровенно проходных и слабых серий здесь не было, как и испорченных хороших (да,
я всё ещё смотрю на "Носителя"). Основная масса - это уровень выше среднего, а ещё по сезону раскидано несколько по-настоящему отличных серий, выбрать лучшую из которых было очень трудно. Поэтому, наверное, стоит упомянуть их все.
Серия: 5х02, "Darmok/Дармок"
Режиссёр: Винрих Колб
История: Филипп Лазебник, Джо Меноски
Сценарист: Джо Меноски
ЛИНГВИСТИКА. Всё, переходим к следующей серии.
Ладно, хорошо. Вообще, лингвистические проблемы в "Пути" непопулярны, поскольку основной период его создания пришёлся на время, когда теория лингвистической относительности была, скажем, непопулярна. А от большинства коммуникативных неприятностей избавлялись универсальным переводчиком или общегалактическим языком. Удобно, но скучновато.
В этой серии скука развеивается. Нет, переводчик работает, вот только от него нет толку. Раса, с которой сталкивается "Энтерпрайз", разговаривает (господа переводчики, поправьте, если термин неточный/устаревший) через precise information - факты, отсылки к собственной культуре. И чтобы понять что-то в их речи, приходится понять саму структуру факта или мифа, его ключевую особенность, будь то мораль или событие. Потом провести аналогию с современными событиями и лишь затем сделать вывод. Работа по дешифровке долгая и тяжёлая, и нет, на "Энтерпрайзе" лингвистов не было. В итоге эмпирически с челленджем разбирался Пикард, а теоретически - Дейта и Трой.
Ещё лучше серия становится, когда создатели начинают играть с самими культурными фактами, долгое время ведя зрителя по мифу тамарианцев, а потом резко меняя повествование в сторону мифа о Гильгамеше и Энкиду. Что символично - ведь историю Гильгамеша и Энкиду во многом можно назвать прецедентным текстом всего человечества, первой историей о герое, к образу которого, так или иначе, ссылались все остальные. И знаково то, что именно он становится фразой Пикарда в первом осмысленном акте коммуникации.
Коммуникации, ради которой тамарианец даже жертвует своей жизнью во время схватки с чудовищем, символизирующий один из актов его мифа (ключевой переломный момент: он умирает, тогда и происходит смена мифа на миф о Гильгамеше). Возможность кооперации между видами здесь превозносится в ранг ультимативной цели. С точки зрения познания Вселенной и объединения её оно, может, того и стоит. Во всяком случае, самопожертвование ради сотрудничества - это достойная цель.
И на "Дармоке" этот мотив не заканчивается.
Особое упоминание: 5x07-08, "The Unification, parts I & II/Унификация, части 1-2"
Режиссёр: Лес Ландау, Клифф Боул
История: Рик Бёрман, Майкл Пиллер
Сценарист: Майкл Пиллер, Джерри Тейлор
Эти серии - одни из самых тяжёлых во всём сезоне. Потому что сначала вы радуетесь тому, что арки проникли в "Путь" уже не на птичьих правах, а потом у вас перед глазами "Gene Roddenberry, 1921-1991" и да, всё очень плохо.
Потому что серии и сами по себе очень тяжёлые. Прежде всего из-за того, что в серии раскрывают взаимоотношения Спока и Сарека. А в ТНГ "раскрыть", как мы уже выяснили, значит... Да, накинуть столько боли, сколько возможно. И нет, если вы думали, что в эту пару отец и сын это сделать уже невозможно, то ТНГ снова вас удивит. В общем, вкратце: Спок поспорил с Сареком, жена Сарека решила размешать личные и деловые взаимоотношения отца и сына, сделала Споку замечание, ну а тот, само собой, взял курточку и смотался, не разговаривая более ни с ней, ни даже с отцом. Чем думал Сарек - вопрос открытый (чем вообще хоть когда-то думал Прайм!Сарек - это большой вопрос). Но да, излишне беспокоящаяся жена - это развидеть и отбить себе лоб. Жаль тут только одно: что Спок и Сарек не поговорили даже перед смертью.
Ещё здесь происходит целых две очень знаковых встречи. Спока и Дейты, через которых показывается разница в отношении к человечности у этих двух персонажей. Как Дейта, существо чистой логики, стремится к чувствам, а Спок, напротив, будто пытается избавиться от них. А ещё мы все помним его мелд с Ви'Джером, да. А в конце серии Дейта применяет вулканский захват на дочери Таши Яр, Селе. Не испытывая при этом никакого чувства близости. Момент, вроде бы, забавный (помните, Кирк захвату очень долго пытался научиться?), но, вместе с тем, очень больной. Потому что видно: Дейта научился на горьком опыте с сестрой Таши и больше не хочет связываться с членами семьи своей когда-то близкой подруги.
В пятом сезоне Дейта делает ещё несколько шагов в своём понимании человека и человечности. Нам показывают его дружескую привязанность к Джорди; то, как тщательно он подходит к вопросу о его (несостоявшихся) похоронах в 5х24, "Последующая фаза/The Next Phase". Это прогресс - особенно, по сравнению с его полной потерянностью на похоронах Таши в 1х23. Ещё Дейта ненадолго становится отцовской фигурой для мальчика, пережившего гибель всего корабля. И, на удивление, достаточно хорошо справляется. Что, в общем-то, лишний раз подтверждает то, что ему для нормального взаимодействия порой достаточно быть самим собой.
Серии, посвящённые персонажу: 5х07-08, "The Unification, parts I & II", 5x11, "Hero Worship", 5x24, "The Next Phase"
Сюжет седьмой и восьмой серий крутится вокруг того, что среди ромуланцев назревает движение, требующее воссоединения с вулканцами. Спок, уйдя вот буквально в самоволку с дипломатической службы, решил поддержать это движение. Более того, он вроде бы даже поддержку встретил. Но, в конечном итоге, выяснилось, что всё было подстроено. И хотя среди ромуланцев всё ещё есть желающие объединения, до него ещё очень далеко. Как показала практика, слишком далеко. И для вулканцев, и для ромуланцев.
Да, эта серия очень важна для сюжета. Наряду с "Future Imperfect" она начинает сюжетную арку, которая приведёт, в итоге, к событиям Ребута. Но до этого ещё очень далеко.
А вот до нормальных серий про дискриминацию - не очень.
Серия: 5х17, "The Outcast/Изгой".
Сценарий: Джерри Тэйлор
Режиссёр: Роберт Ширер
Да, "Носитель", вот так это работает. Ты не умеешь нормально, позволь профессионалам тебе это показать.
То есть, вообще, если считывать серию поверхностно, можно подумать, что серия - прямая противоположность "Носителя" по месседжу. Но нет, блин. Переверните ситуацию с ног на голову - и получите то, что есть во многих местах нашего мира сегодня. А, ну или не переворачивайте, получите не самый дурной экскурс в проблематику обратной дискриминации. Она тоже иногда бывает.
Где-то продюсерам не хватило смелости - тот же Фрейкс настаивал на мужском актёре-партнёре, а в финальной речи Райкера была строка про право иметь какую угодно ориентацию. Но я смею напомнить, что на дворе было самое начало девяностых годов. Серия и без того была слишком передовой. Претензии Фрейкса обоснованы - но не своевременны.
Отыграл он, впрочем, здорово. И да, Райкер с его околокирковским типажом куда больше подходит на роль персонажа, раскрывающего проблему через романтические отношения, чем Крашер. За этот выбор отдельно хочется поблагодарить сценаристов. Как и за раскрытие Райкера через его взаимоотношения с Деанной. Видно, что есть химия - не любви, так дружбы. И да, это очень сильно напоминает конец "Другой войны", но, ха-ха, об этом не сегодня.
В сезоне в целом с раскрытием персонажей или какой-то единой проблемой всё сложно. Есть очень чётко видимые проблемы, но они разрознены и раскрыты в одной-двух сериях. По большей части, здесь рассказывается о ценностях, о человеческом обществе и иных обществах, о ценностях врача, капитана, офицеров, о коллективном сознании и виртуальной реальности (господь, серьёзно?! Игры - зло? Трек, что с тобой, ну? - 5х06, "The Game/Игра"). Персонажи уже раскрыты, к их образам добавляются короткие штрихи.
Уэсли Крашер становится настоящим офицером. Он даже спасает "Энтерпрайз" чуть ли не в одиночку. А потом разрывается между ценностями группы и правдой, между своей группой и "Энтерпрайз". Выбор, вроде бы, сложный, но, как бы вам сказать, самую малость очевидный. Уэсли делает его правильно. Даже прибить не хочется. К моему удивлению.
Серии, посвящённые персонажу: 5х06, "The Game", 5x19, "The First Duty"
Уорф начинает воспитывать своего ребёнка, Александра. Им обоим очень тяжело - Александру тяжело искать друзей, а Уорф с трудом комбинирует внимание к сыну со службой. К тому же, Александр ещё и ведёт себя как скорее человеческий ребёнок, нежели как клингон. Может, потому, что дети везде одинаковы. А может, потому, что если Уорф в детстве концентрировался на бытии клингоном, то Александру это не столь важно или нужно. Однако со временем они проходят через эти разногласия и даже достигают консенсуса. Не без помощи со стороны, но всё же.
Серии, посвящённые персонажам: 5х10, "The New Ground", 5x20, "Cost of Living".
Ну и ещё нам дают нового энсина-на-мостике. Вместо Уэсли Крашера, отчалившего в Академию, выдали Ро Ларен - женщину-баджорца(простите, не могу подобрать феминитив) с, мягко скажем, непростым характером. Она прошла через трибунал (история очень смутная) и на "Энтерпрайз" попала в ранге чуть ли не заключённой. Но продемонстрировала свои лучшие качества и намерения, в результате чего осталась на корабле. Персонаж сам по себе очень конфликтный - разрывающийся между традициями народа и взглядом в будущее, готовностью сделать всё на благо всех - и, вместе с тем, убить немногих ради жизни большинства. Очень заметно, как сильно её побила жизнь, и как она уцепилась за тех, кто доверился ей. А ещё у неё лавхейт с Райкером(один раз перетёкший в), и это очень горячо, я аж шиппнул. А потом она "умерла", и Райкер готовился произносить речь в её память, и это даже горячее. Второй раз шиппнул.
Серии, посвящённые персонажу: 5х03, "Ensign Ro", 5x05, "Disaster", 5x14, "Conundrum", 5x24, "The Next Phase".
Весь сезон очень напряжённый, в нём идёт постоянная борьба. Между Федерацией и кардассианцами, Федерацией и ромуланцами, Федерацией и "Энтерпрайз", даже внутри самих героев. И апогей этой борьбы за образ утопии Родденберри наступает к концу сезона.
Лучшая серия сезона: 5х23, "I Borg/Я Борг"
Режиссёр:Роберт Ледерман
Сценарий:Рене Ишеваррия
Вся серия играет буквально на обнажённых нервах персонажей. Чувствуются не просто их колебания, но взаимовлияние, развитие. И всё - из-за того, что "Энтерпрайз" спас дрона Борг.
В процессе взаимодействия с ним персонажи резко меняются. Почти все. Кроме, наверное, Беверли - но этого человека, похоже, уже вообще ни чем не исправить. Такого упёртого гуманизма я вообще ни разу за весь "Путь" не видел. Эта восхитительная стойкость позиции вкупе с полной бескомпромиссностью вызывает только уважение. И становится мощной движущей силой сюжета. Сначала она ухитряется разговорить дрона на что-то большее, чем "сопротивление бесполезно". И запускает цепную реакцию. Дрон понемногу осознаёт концепт дружбы - и становится другом для Джорди. Джорди убеждает подойти к нему Гайнан - и та находит схожесть с ним в одиночестве. Только дрон (который даже получил имя - Хью) скучает по коллективу, а Гайнан - по своему народу. Что, в общем, одно и то же. Ну и, наконец, через ненависть и восприятие Борг как бескомпромиссной машины убийства переступает Пикард. Но всё это происходит лишь благодаря самому Хью - ведь он, оказавшись в одиночестве, начинает воспринимать ценности иных цивилизаций. Тем самым даёт надежду на то, что с Борг можно будет вести диалог.
Проблематика серии - осознание концепта индивидуальности, с одной стороны, а с другой, понимание философии врага и необходимость вести диалог. И куда же без ценности любой жизни, любого её образа, любого биологического - и не совсем - вида. Да, это "Звёздный Путь" на грани нервного срыва. Это ощущается и через Беверли, срывающуюся на крик, и через ожесточившегося Пикарда, и еле успевающего постичь человечество Хью. Конец у серии хороший, я бы сказал, почти утопический. Такой, какой и должен быть. Но это лишь краткое облегчение. Борьба героев заканчиваться не собирается.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/9/8/3/1983388/82108275.png)
@темы: ST: TNG, Сериальное, Космос, последний рубеж, неоригинальный тег, n-n-f-n-f-ct-n, Wорф, Самый человечный из нас, Что-то прогнило в Датском королевстве..., Энсин Ро, Я прав! - Всё равно заткнись!, Колесо обозрения